+3 голосов
спросил от (340 баллов) в категории Проблемы обучения и их решение
редактировать от
Одним из краеугольных вопросов курса школьной географии является формирование умения характеризовать географическое положение любого объекта. Для успешной реализации учебной задачи предлагаем как вариант использование алгоритма, позволяющего детям понять принцип действия в данной ситуации.

1 Ответ

+6 голосов
ответил от (340 баллов)
выбран от
 
Лучший ответ

Учителями географии школы 7 Ерофеевой Натальей и гимназии 30 г.Иваново Чудаковой Еленой созданы дифференцированные задания для семиклассников, основанные на работе по алгоритму, сравнительном анализе географического положения материков и анализе научно-популярного текста:

1.Начальный этап.

2.Углубление.

3.Шлифовка.

оставил комментарий от (10.3k баллов)
редактировать от
Уважаемые Наталья и Елена!

Спасибо! Получил истинное удовольствие, читая ваши учебные материалы. Очень понравилась логика формулировок и последовательность заданий, их атрибутирование по умениям (УУД). Очень точные и лаконичные источники информации, указано, откуда они взяты. Отдельно восхитило задание на причины - что на карте характеристика положения, а что их следствие! Нам и в истории аналогичные можно делать!  Мне как не географу после прочтения ваших материалов  все понятно, что делать на этом уроке, как строить работу. При необходимости (экстренная замена) , думаю, мог бы по этим материалам даже  провести урок.

Что хотел бы спросить или предложить?

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП

1. По сложившейся у нас классификации (которой вы вовсе не обязаны придерживаться)   задания листа 1 - уровень Мастер (как вы и указали - повышенный). В отличие от заданий листа  Ученик, мы их не называем обучающими, так как в них нет подсказок в виде подводящего к решению диалога. При этом они, конечно, обучают, побуждая ученика к продуктивным действиям! Просто это на более сложном уровне. Наверняка далеко не все ваши ученики могут их выполнить без педагогической помощи - обучающего подводящего диалога.

2. В рабочем листе 2. роль такого диалога играют вопросы пунктов плана. Мне кажется (может, ошибаюсь), что к ним надо добавить вопросы внутри текста. Может быть даже первым заданием сделать как раз анализ текста, а уже потом его перевод в форму плана. Вот так:

"Среди материков Африка занимает особое положение" (Понятно какое? Не названа существенная черта? Читаем дальше...)

3. Возможно, надо сделать отдельное задание на изучение карты - как для мастера, так и обучающее для ученика. Или здесь это не главное и не стоит тратить на это время?

УГЛУБЛЕНИЕ И ШЛИФОВКА

Опять же хочу выразить восхищение формулировками самих заданий!

Вот здесь в листе 2 (Ученик) роль подводящего диалога исполняет текст с пропусками .

Опять же, может быть, нужно предварительное задание на рассматривание карты, извлечение из нее информации?

А уже проводили апробацию? Каковы впечатления?

Дмитрий Данилов
оставил комментарий от (1.4k баллов)
редактировать от

Уважаемые Наталья и Лена!

Спасибо вам за ваше творчество.  Мне очень понравились задания 2 (судя по всему это названо углублением) и 3 (шлифовка?) и у меня к ним почти нет вопросов. Основное отличие так называемого нами мастера и ученика в данных материалах состоит в том, что мастеру учитель почти не оказывает поддержки, а ученику оказывает. Соответственно и отметка различается: "отлично" для мастера и "хорошо" для ученика. 

В частности в приводимых материалах  в обучающих заданиях для ученика предложения уже грамотно сформулированы, и от ученика требуется лишь вставить слова, а вот мастер должен сам формулировать эти предложения в соответствии с данным планом.   Здесь наши идеи полностью реализованы применительно к географии со спецификой авторов этих заданий. 

А вот к заданию 1 (начальный этап) у меня есть вопросы. Мне показалось, что это попытка сделать ещё один уровень "олимпионик", то есть задание не для обычного ученика, а для особенного. Поясню свою мысль. 

Задание для мастера предполагает "обобщи, что имеют в ввиду, когда говорят о географическом положении", то есть по сути требует составить по тексту И.В. Душиной план географического описания. Но ведь в конкретном учебнике (Душина И.В. География. Материки, океаны, народы и страны.7 класс.) предложения составлены не строго по плану, они даны в виде рассказа, а не формального соответствия  плану. Недаром даже в случае работы ученика (необходимый уровень), в котором  школьнику предлагается расположить предложения из учебника по пунктам плана, не удается это сделать четко, т.к. некоторые предложения подходят к нескольким пунктам плана сразу.  Думаю, что сформулировать в такой ситуации пункты детального плана географического положения сможет только географ, а не обычный ученик с отметкой "пять". 

Что касается обучающего задания 2. (Умение выделять причины и следствия. Определи, какие предложения из текста иллюстрируют расположение Африки на географической карте, какие – показывают результаты такого расположения" ),я просто затрудняюсь его выполнить, т.к. не понимаю, что значит   "показывают результаты такого расположения". То ли это означает, что часть признаков отражены на обычной географической карте, а часть лишь на специализированных, то ли речь идёт о том, что часть суждений вообще не может быть отражена на карте.... 

Теперь рассмотрим задание для ученика (необходимый уровень) из начального этапа. При ближайшем рассмотрении, например, ясно, что там тоже задания так сложны, что это явно уровень мастера (повышенный). Так, например, при анализе  предложения "Африку от Европы отделяют неглубокий и узкий Гибралтарский пролив и Средиземное море (9)" ученик может отнести его к пп. 3 "Положение относительно материков и их частей. а Как расположен материк относительно ближайших материков?", но одновременно и к пп. 3б. "Какие проливы, моря, перешейки разъединяют/соединяют материк с другими материками?", а также к пп.  "2. Положение относительно океанов и их частей. б. Какие крупные моря и заливы они образуют?". И во всех трех случаях это одно предложение там должно присутствовать...

Предлагаю упростить задание начального уровня, т.к. ,в отличие от двух других, на мой взгляд, этот уровень не начальный.

А в целом, хочу выразить вам большую благодарность за нелегкий труд по созданию учебных материалов нового поколения.

А.А. Вахрушев

 

  

Учи легко — главный инструмент проекта «Развивающее образование для всех. Универсальные учебные материалы»

Похожие вопросы

...