+9 голосов
спросил от (7.9k баллов) в категории Проблемы обучения и их решение
Проблема орфографической и пунктуационной неграмотности стоит очень остро. Часто родители обращаются к учителям с просьбой посоветовать, как заниматься с детьми, с чего начать.

2 Ответы

+7 голосов
ответил от (7.9k баллов)

Е. В. Бунеева

Грамотность начинается с прописей.

Лучше, конечно, начать с самого начала. Если ребёнок первоклассник, важно начинать обучение грамотному письму уже в прописях.

С какого момента? Как только начнутся задания на списывание слов с печатного и письменного образца письменными буквами.

Каков алгоритм списывания слов? Он очень важен, поскольку ребёнок должен осмыслить и присвоить определённую последовательность действий, соотносить буквы и звуки, научиться не пропускать и не искажать буквы.

Алгоритм списывания слова

1. Прочитай слово про себя, затем вслух.

2. Поставь ударение, подчеркни буквы гласных.

3. Тебе понятен смысл слова? Если нет, спроси у взрослых или уточните вместе по словарю.

4. Прочитай слово вслух по слогам так, как оно написано (орфографическое чтение).

5. Сколько букв в этом слове? Сколько букв гласных? букв согласных?

6. Проговори слово так, как оно написано, три раза (сначала громко, затем шёпотом, третий раз про себя).

7. В прописи обозначь чёрточками количество букв или составь звуковую схему слова (цветные точки под буквами).

8. Закрой слово закладкой.

9. Записывай слово, проговаривая его по слогам.

10. Проверка:

- посчитай буквы в слове, которое ты написал;

- поставь ударение, подчеркни буквы гласных;

- раздели написанное слово на слоги;

- прочитай написанное слово по слогам;

- открой слово, сравни слово-образец в прописи и написанное тобой. Чтобы не ошибиться, следи пальцем одной руки за словом в прописи, а пальцем другой - за написанным словом ("правило двух рук").

Этим же алгоритмом можно пользоваться и после окончания работы в прописях.

© Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, 2018

оставил комментарий от (500 баллов)

Екатерина Валерьевна, к большому сожалению учителя не уделяют должного внимания обучению первоклассников правилам списывания. Видимо считают, что ученик сам каким-то волшебным способом научится это делать. Я называю это "иллюзия очевидности". Поэтому и списывают слова из прописи наши дети часто побуквенно. Родители узнают о том, что у ребёнка проблемы при списывании очень поздно (в лучшем случае - это конец первого класса). Вердикт учителя - ребёнок очень невнимательный. Приходится навёрстывать упущенное и обучать алгоритму списывания не только слова, но и предложения. Я в таком случае использую алгоритм, который помогает осмысленно и грамотно списывать предложение (текст).

Алгоритм списывания предложения

  1. Внимательно прочитай предложение. Все ли слова тебе понятны?
  2. Повтори его, не заглядывая в текст.
  3. Подчеркни все орфограммы.
  4. Прочитай предложение орфографически.
  5. Повтори еще раз орфографически, проговаривая все звуки.
  6. Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
  7. Сверь написанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

оставил комментарий от (7.9k баллов)
Надежда Владимировна, большое вам спасибо за комментарий. Полностью с вами согласна. Думаю, ваш алгоритм будет интересен  коллегам.
оставил комментарий от (1.1k баллов)
Спасибо за подробный и доступный ответ.
+4 голосов
ответил от (7.9k баллов)

Е. В. Бунеева

Как учить грамотному письму, если ребёнок уже не первоклассник?

Как помочь ребёнку дома, если он что-то не усвоил на уроке или пропустил тему? С этим вопросом часто родители приходят к учителю. Что обычно советуют учителя? Прочитать правило, разобраться и делать упражнения по учебнику.

На мой взгляд, всё далеко не так просто. И начинать сразу с правила тоже не следует. Начать лучше с наблюдения и для этого использовать примеры -  группы слов или предложения, в том числе и из учебника.

Покажу на примере конкретного орфографического правила.

Предположим, нужно разобрать с ребёнком, почему в буквосочетаниях чк, чн, нч, щн и пр. не пишется буква ь. До этого уже пройдена тема "Обозначение мягкости согласных на письме при помощи буквы ь", и ребёнок уже знает, что после мягкого согласного перед другим согласным нужно писать ь. Можно, конечно, просто сказать: запомни, что в буквосочетаниях чк, чн и пр. ь не пишется. Но лучше сначала понаблюдать.

 Предложите ребёнку  прочитать две группы слов и попробовать увидеть какую-то закономерность в написании.

коньки        дочка

скользит    булочная

горький      мощный

просьба     почта

Ребёнок обязательно увидит закономерность: во втором столбике ь не написан после букв шипящих согласных звуков - ч и щ. Пусть он попробует сам предположить почему. Если не догадается, можно подсказать: у звуков ч и щ есть одна особенность - они всегда мягкие и не имеют твёрдой пары. А если звук постоянно мягкий, значит... (нет смысла обозначать его мягкость на письме). Вот почему не пишется ь. А в словах 1-го столбика не так? Не так: буквы н, р, с, л обозначают на письме  и твёрдые, и мягкие согласные звуки, поэтому для обозначения мягкости согласного звука нужен ь.

Теперь, когда наблюдение проведено и сделан вывод, ребёнок может самостоятельно сформулировать правило, а потом открыть учебник, сравнить и убедиться, что он всё сделал правильно. А правило, самостоятельно открытое и сформулированное, это ведь способ действий, который по сути уже почти присвоен.

И вот теперь можно делать упражнения. Но про них нужно поговорить отдельно.

© Е. В. Бунеева, 2018

оставил комментарий от (100 баллов)
Спасибо большое за алгоритм списывания! У меня 1-ый класс по "Школе России" , и в этой программе не всегда авторы учебников пишут алгоритмы работы (особенно в русском языке) . Приходится искать что-то свое. Ваши советы я обязательно применю  в работе.
оставил комментарий от (7.9k баллов)
Елена, спасибо. Очень рада, что наши материалы помогают вам в работе.
оставил комментарий от (100 баллов)
К Елене Редих. Уважаемая Елена! Во 2 классе в учебнике "Русский язык" "Школа России" есть Памятки на последних страницах учебника.Часть 1. В том числе и Памятка 5 "Как научиться правильно списывать текст". Это как раз то, что описано Надеждой Владимировной. Но вообще, работая второй год по Школе России, заметила, что многое у них заимствовано из Школы 2100. Спасибо огромное авторскому коллективу Школы 2100, что работать по другим учебникам без труда научили нас ОНИ!
Учи легко — главный инструмент проекта «Развивающее образование для всех. Универсальные учебные материалы»

Похожие вопросы

...