Е. В. Бунеева
Грамотность начинается с прописей.
Лучше, конечно, начать с самого начала. Если ребёнок первоклассник, важно начинать обучение грамотному письму уже в прописях.
С какого момента? Как только начнутся задания на списывание слов с печатного и письменного образца письменными буквами.
Каков алгоритм списывания слов? Он очень важен, поскольку ребёнок должен осмыслить и присвоить определённую последовательность действий, соотносить буквы и звуки, научиться не пропускать и не искажать буквы.
Алгоритм списывания слова
1. Прочитай слово про себя, затем вслух.
2. Поставь ударение, подчеркни буквы гласных.
3. Тебе понятен смысл слова? Если нет, спроси у взрослых или уточните вместе по словарю.
4. Прочитай слово вслух по слогам так, как оно написано (орфографическое чтение).
5. Сколько букв в этом слове? Сколько букв гласных? букв согласных?
6. Проговори слово так, как оно написано, три раза (сначала громко, затем шёпотом, третий раз про себя).
7. В прописи обозначь чёрточками количество букв или составь звуковую схему слова (цветные точки под буквами).
8. Закрой слово закладкой.
9. Записывай слово, проговаривая его по слогам.
10. Проверка:
- посчитай буквы в слове, которое ты написал;
- поставь ударение, подчеркни буквы гласных;
- раздели написанное слово на слоги;
- прочитай написанное слово по слогам;
- открой слово, сравни слово-образец в прописи и написанное тобой. Чтобы не ошибиться, следи пальцем одной руки за словом в прописи, а пальцем другой - за написанным словом ("правило двух рук").
Этим же алгоритмом можно пользоваться и после окончания работы в прописях.
© Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, 2018