0 голосов
спросил от (1.9k баллов) в категории Проблемы обучения и их решение
показан от
Что такое синтаксис и пунктуация?

1 Ответ

+1 голос
ответил от (1.9k баллов)

Синтаксис по праву занимает значительное место в школьном курсе русского языка. Он позволяет по-новому, с функциональной точки зрения, оценить все средства языка и речи, изученные ранее в разделах фонетики, лексики, фразеологии, словообразования и, особенно морфологии. Изучение морфологии на синтаксической основе требует внимания к морфологическим и лексико-морфологическим свойствам синтаксических единиц.

Особенно важно изучение синтаксического строя русского языка в интересах развития речи. Знание законов сочетаемости слов и конструирования предложений позволяет правильно строить словосочетания и предложения, обогащать синтаксический строй речи, более полно и точно выражать мысли, предупреждать речевые ошибки и т.д.

Изучение синтаксического строя русского языка содействует развитию мышления учащихся, вызывает интерес к изучению языка и речи.

Синтаксис дает также необходимую базу для формирования многих орфографических навыков.

Пунктуация органически связана с синтаксисом, так как в письменной речи знаки препинания служат средством выражения различных семантико-синтаксических значений, сигнализируют о соответствующей интонации. Правила расстановки знаков препинания базируются на закономерностях строения и значения синтаксических единиц.

Термин «пунктуация» неоднозначен. Он обозначает и раздел науки о языке, и совокупность правил об употреблении знаков препинания, и систему самих знаков препинания (их графических изображений). Пунктуация как раздел науки о языке рассматривает принципы расстановки знаков препинания, систему пунктуационных правил, состав и функции знаков препинания.

Пунктуация – одно из важнейших средств письменной речи. Знаки препинания наряду с другими структурными средствами языка помогают членить текст на предложения, выделять части в предложении и устанавливать отношения между ними.

Таким образом, знаки препинания - это одно из средств письма и чтения, основное назначение которого в том, чтобы облегчить читающему понимание письменной речи. Функции пунктуации в этом плане соотносимы с функциями орфографии. Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли, а читающему -  адекватно воспринять их 

оставил комментарий от (7.9k баллов)
Елена, спасибо большое! Важно и учителю, и детям  понимать чётко суть каждого раздела науки о языке. Было бы очень полезно, если бы вы поделились с нами универсальными учебными материалами, в которых показано, что знаки препинания несут смысловую функцию, помогают читать и понимать текст. Детям очень важно это понять! Ждём.
оставил комментарий от (1.9k баллов)

  «Пунктуацию нельзя выучить, надо научиться ее применять» 

Следовательно, каждый знак препинания, каждое правило постановки знаков препинания базируются на структуре и семантике, но акцент сильнее то на одном, то на другом. Вот почему так трудно разделить пунктуационные правила и знаки на структурные и семантические.

«Чисто» структурных и «чисто» семантических правил и знаков препинания в нашей пунктуации почти нет. Точнее называть их или структурно-семантическими, или семантико-структурными, причем такого рода классификация может быть лишь условной, а акцент на структуру или семантику определяется контекстом.

Высокая культура пунктуационной грамотности предполагает знание перечня знаковой системы пунктуации, четкое представление о назначении знака, его функциональных возможностях.

Учащиеся на занятиях по синтаксису и пунктуации, выразительному чтению должны получить элементарное представление о природе нашей пунктуации, ее назначении.

Прежде всего учащиеся должны иметь представление о том, что «существует два вида членения речи в соответствии с ее разновидностями по форме выражения: членение речи устной и членение речи письменной» 

Членение устной речи оформляется средствами интонации, письменной – внешне знаками препинания. Природа членения разная, поэтому совпадения между ними часто не бывает. Деление устной речи на синтагмы (речевые звенья) специально не фиксируется знаками препинания.

Назначение нашей пунктуации иное – графическими средствами показать синтаксическое и смысловое членение текста.

В процессе изучения синтаксиса и пунктуации  учащиеся накапливают наблюдения о синтаксическом и смысловом членении текста. Эти сведения целесообразно обобщить хотя бы в элементарной форме, например:

Речь состоит из предложений, которые на письме отделяются друг от друга конечными знаками.

Сложные предложения делятся на части, каждая из которых может быть простым или сложным предложением. Границы частей сложного предложения обозначаются знаками.

Дальнейшее членение предложений связано с делением его на члены. Члены предложения бывают однородными. Они обычно разделяются запятой. Знаками показываются отношения между однородными членами и обобщающими словами. Второстепенные члены (распространяющие главные) могут обособляться и выделяться знаками.

В предложения могут включаться и обращения, вводные слова. Знаменательные слова, не являющиеся членами предложения, выделяются знаками.

Такое членение является синтаксическим и смысловым. С ним в основном и связано употребление знаков препинания. «Смысловая» пунктуация – это в сущности уже область стилистики, ибо с ее помощью передаются на письме такие оттенки значения, или такие логические отношения между частями высказывания, для выражения которых могут быть использованы и другие, скажем, лексико-грамматические средства».

Методика изучения синтаксиса и пунктуации должна показать правильное соотношение деления предложения на речевые звенья и его синтаксическое и смысловое членение.

Функция знаков препинания шире задач членения текста на предложения и предложения на его части. Отделяя члены и части предложения или выделяя их, знаки могут указывать цель высказывания (например, вопросительный знак), смысловые отношения между частями предложения (например, употребление двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении), пропуск члена предложения (употребление тире). Употребление знака препинания или отсутствие его в том месте, где он должен быть по общему правилу, может указывать на особый характер связи.

В школьных учебниках правила обычно не содержат указания на функции знака препинания. Например: «На письме обособленные члены отделяются запятыми, а иногда тире...». «Запятая ставится между двумя или более однородными членами, соединенными без союзов».

Как видим, во всех правилах, называются или описываются конструкции, в которых употребляется запятая. В них нет и намека на функцию знака. Указания на функцию знака встречаются редко и главным образом в частных правилах, например:

а) При однородных членах запятая употребляется как знак разделительный. Им разделяются одинаковые по роли в предложении (одинаковые по функции) члены. Знак этот одиночный и может повторяться.

б) Обособленные члены предложения выделяются с обеих сторон запятыми. Знак называется выделительным. Он в отличие от разделительного парный и не может повторяться.

оставил комментарий от (7.9k баллов)

Елена, всё, что вы пишете, правильно и интересно. Однако цель нашего сайта - не сообщать теоретическую информацию, которая учителям и так известна хорошо, а размещать ПРАКТИЧЕСКИЕ материалы - собственные разработки универсальных учебных материалов, которые коллеги могли бы использовать на уроках - апробировать, а затем комментировать, рассказывать о результатах. Очень просим вас это учесть и не размещать больше публикаций, содержащих исключительно теорию. Спасибо.

Учи легко — главный инструмент проекта «Развивающее образование для всех. Универсальные учебные материалы»

Похожие вопросы

...