+2 голосов
спросил от (850 баллов) в категории Проблемы обучения и их решение
редактировать от

В данной теме мы говорим о том, как учить  важному познавательному действию —  умению сравнивать. Это можно делать на уроках по разным предметам с 1 по 11 класс. Предлагаем познакомиться с примерами учебных материалов, направленных на решение этой проблемы. Скачивайте, используйте, пишите свои комментарии, создавайте свои материалы (по аналогии и оригинальные) и публикуйте их здесь.

ИВ6. ВизантияЗ апад. СРАВНЕНИЕ. Мастер

2 Ответы

+2 голосов
ответил от (1.4k баллов)
выбран от
 
Лучший ответ

СРАВНЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В НАУКЕ И В ЖИЗНИ

Наука начинается там, где обнаруживаются повторяющиеся события – факты. А чтобы уловить их повторяемость, надо обратить внимание на сходство явлений, событий, наблюдений, которое важно предвидеть и предсказывать. Мы различаем любые явления и выделяем общие черты путём сравнения.

Сравнение – это установление сходства и различия предметов или явлений. Без сравнения нельзя получить ни одного важного для науки результата.

КАК МЫ СРАВНИВАЕМ ПРЕДМЕТЫ?

Объекты науки сравниваются по элементам

Любая наука должна ответить на вопрос кто? или что? о каждом из объектов своего исследования. Это можно сделать, только параллельно отвечая на вопрос, какой он, этот объект.

Объекты сравнивают по элементам (частям, из которых они состоят), а также по признакам или свойствам. Для того, чтобы правильно сравнить предметы, надо найти и выбрать аналогичные части и свойства.

Часто учёным приходится решать обратную задачу: опознавать объект по его частям или свойствам. Разберёмся, как это происходит. Увидев какую-либо часть, человек перебирает в памяти объекты, у которых эту часть можно встретить. Так обычно приходится поступать биологам-палеонтологам, когда они, например, восстанавливают строение вымершего организма по одной его кости.

Объекты группируются по сходству элементов

Для того, чтобы разобраться в многообразии объектов науки, учёные группируют их по сходству элементов, то есть частей и свойств. Однородные объекты относят к одной и той же группе, разнородные – к разным. Так как сходство может быть разного уровня, то и основанные на нём группы могут быть более узкими (например, млекопитающие) или более широкими (например, животные).

ЗАДАНИЯ НА СРАВНЕНИЕ В СБОРНИКАХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ

В сборнике «Учимся анализировать. Готовимся к Всероссийским проверочным работам. Окружающий мир". 3–4 кл. мы даём материал для специального тренировочного урока, где нужно учить  сравнивать, а затем после серии обучающих заданий предлагаем потренироваться в каждой теме, выполняя задания на  сравнение объектов и явлений живой и неживой природы.

На этом тренировочном уроке, посвящённом сравнению, мы предлагаем обучающие задания, которые содержат подсказки, облегчающие выполнения задания (см. приложение).

А.А. Вахрушев

Смотри приложение. ОМ3-4. Сравнение в сборнике «Подготовка к ВПР».

0 голосов
ответил от (7.9k баллов)

Задания на сравнение признаков при изучении русского языка.

Предлагаем коллегам-учителям пример задания на сравнение признаков словосочетания и предложения (Русский язык, 5 класс). По аналогии с этим заданием можно конструировать другие - по любой теме.

Е.В.Бунеева

Учи легко — главный инструмент проекта «Развивающее образование для всех. Универсальные учебные материалы»

Похожие вопросы

...