+4 голосов
спросил от (9.8k баллов) в категории Проблемы обучения и их решение
редактировать от

Вопрос задан на встрече с педагогами кафедры начального образования СИПКРО. Автор вопроса - Самыкина Светлана Викторовна, к.п.н., доцент, заведующая кафедрой начального образования. Как отметила Светлана Викторовна, основная проблема при работе с лирикой Пушкина на этапе начальной школы в том, что многие современные дети: 

- не понимают стихи вообще, этот жанр, эта художественная форма им стала малодоступна;

- обострилась проблема понимания языка XIX века, слишком много слов ушло из активного современного словаря буквально в последние годы. 

2 Ответы

+1 голос
ответил от (3.2k баллов)
А почему только начальная школа? Мне кажется, что и учителя литературы  тоже озадачены вопросом: как научить детей читать стихотворения, да и вообще читать художественную литературу...
оставил комментарий от (9.8k баллов)
редактировать от
Автор вопроса Светлана Викторовна Самыкина  обозначала это прежде всего как проблему начальной школы. Но можно и расширить...
+4 голосов
ответил от (7.9k баллов)
Уважаемые коллеги!

Но мой взгляд, истоки проблемы в том, что стихотворения Пушкина были в программе начальной школы всегда. Это традиция. Но сейчас мы видим отчётливо, что научить воспринимать и понимать классическую поэзию можно только при условии, что сначала дети научатся воспринимать и понимать стихи, которые для них непосредственно написаны. То есть, на мой взгляд, начинать надо с детской поэзии: с ритма, игры. Научить представлять картины, включить воображение, помочь эмоционально прожить стихотворение, просить учить наизусть только те стихи, которые нравятся. Именно с таких позиций мы делали наш комплект учебников по литературному чтению ("Капельки солнца". "Маленькая дверь в большой мир", "В одном счастливом детстве", "В океане света"). Поэзия классиков для детского чтения появляется у нас только в 4 классе, в курсе истории русской детской литературы, появляется логично и мотивированно, поэтому и воспринимается иначе.

И ещё одна мысль. В.А.Жуковский в своё  время писал (цитирую не дословно, но передаю суть): не нужно, чтобы дитя всё понимало в том, что читает, должно быть собственное восприятие, переживание, а понимание постепенно придёт. И вот в этом контексте я бы просто, ничего предварительно не рассказывая,  даже не показывая портрет, почитала вслух на уроке Пушкина ("Зимний вечер", отрывки из "Осени" , начало из "19 октября..." , "Я вас любил..."и др.) и спросила детей, что они думают об этих стихах, что чувствуют. Просто бы послушала ответы, потому что очень важно понять, что ребёнок услышал и почувствовал. Возможно, дети сами услышат и скажут, что поэт жил давно, что это не наш современник. А потом я бы сказала, что это стихи Пушкина, нашего замечательного поэта, сказала бы про то, что Пушкин - гордость нашей культуры. Но не объясняла бы почему гордость, почему он великий поэт, а спросила бы, как они думают, почему стихи, которые написаны почти 200 лет назад, в их душах нашли отклик. То есть шла бы от детей и ничего им не навязывала. Кто-то услышит просто красоту звучания, музыку стиха , кто-то увидит картины - и прекрасно, замечательно! Но всё это скажут САМИ ДЕТИ, а не мы расскажем им. Вот такой я себе представляю первую встречу с Пушкиным на уроке в начальной школе. А на дом задала бы посмотреть, есть ли в домашней библиотеке стихи Пушкина. Если есть, просто полистать книгу, ничего специально не читать, не учить - просто полистать. Если что-понравится - прочитать. Если книг нет - значит нет. А на следующий день обязательно бы спросила, кто нашёл, полистал, на что обратил внимание. Если нашли многие - тот же вопрос: почему во многих домашних библиотеках есть книги Пушкина? То есть дальнейшее развитие темы зависит от результата.

Е.В.Бунеева
оставил комментарий от (9.8k баллов)
Как классно и красиво!

Может под эту идею специальный УУМ сделать - "Первая встреча с Пушкиным"? Выбрать стих, указать время в 1 / 2 классе? Снабдить комментариями / знаками для прочтения (может аудиофайл?), Вопросами для беседы после именно этого стихотворения?

Понятно, что каждый выберет для себя и по своему, но показать вариант?
оставил комментарий от (7.9k баллов)
Да боюсь, не получится... В том-то и дело, что учитель просто для первого раза  выбирает и читает те стихи Пушкина, которые нравятся ему самому, а потом просто слушает детей, каждого ребёнка в классе, разговаривает с ними. Здесь нет ни чтения детей, ни анализа, просто разговор. И от того, как этот разговор, очень личный, пройдёт, зависит, как дальше будет этот учитель с детьми читать стихи Пушкина "по программе". Стихи - это ведь очень личное.
оставил комментарий от (9.8k баллов)
Я бы все-таки попробовал : "Первая встреча с Пушкиным - вариант Е.В.Бунеевой"... :)
Учи легко — главный инструмент проекта «Развивающее образование для всех. Универсальные учебные материалы»

Похожие вопросы

...