+4 голосов
спросил от (10.4k баллов) в категории Проблемы обучения и их решение
редактировать от

В данной теме мы говорим о том, как учить сложному личностно-коммуникативному действию — умению занимать свою собственную позицию и аргументировать её. Это можно делать на уроках по разным школьным предметам с 1 по 11 класс. Предлагаем познакомиться с примерами учебных материалов, направленных на решение этой проблемы. Скачивайте, используйте, пишите свои комментарии, создавайте свои материалы (по аналогии и оригинальные) и публикуйте их здесь.

ИР6. ИванВеликий .ПОЗИЦИЯ. Мастер. Ученик

2 Ответы

+3 голосов
ответил от (10.4k баллов)
редактировать от

Заявить о своей позиции просто. Это, как правило, у учеников сложностей не вызывает. Им трудно привести  аргументы, чтобы подтвердить свою позицию. Их рассуждения либо голословны, т.е. не содержат факты, либо, наоборот, ученики перечисляют факты из текста, но никак не объясняют связь этих фактов со своей позицией. Соответственно   ребят надо учить: 

- сначала видеть, какими могут быть разные точки зрения по спорному вопросу; 

- потом выбирать критерии (признаки) истинности - признаки понятия, важную нравственную ценность, на основе которой они смогут распределять факты за или против какой-то позиции, точки зрения;

-  когда ученик определился со своей точкой зрения, ему надо помочь сформулировать аругменты из соединения признаков истины с конкретными фактами. 

Целые уроки, посвященные отработке данных действий, представлены в Сборнике "Учимся анализировать. История России. Домонгольская эпоха". 6 класс. Авторы Д.Д.Данилов, С.В.ПаршинаСм. Сборник в каталоге издательства. Пособие  можно использовать в сочетании с любым учебником по предмету. 

В 2018-2019 учебном году апробирую аналогичные учебные материалы в 7-8 классах. Ребята, которые уже второй год работают по такой схеме вполне научились строить внятные четкие аргументы. Вот пример из урока "Контрреформация"

+2 голосов
ответил от (180 баллов)

Очень важно научить ребенка высказывать полноценные суждения. Это умение активно задействовано в заданиях ЕГЭ. поэтому, я стараюсь составлять рабочие листы, которые могут использоваться и для подготовки к ЕГЭ, "вшивая" в них типичные задания. Например, задание 24 предусматривает приведение аргументов "за" и "против" заявленной" позиции. Наиболее распространенная ошибка тех, кто знает нужные факты - это приведение собственно фактов без их пояснения, т.е. неумение высказать и аргументировать позицию. мне кажется, что требования, заложенные в УУМы такого типа могут помочь в решении этой проблемы. Что дала свобода. Мастер

Конец крепостничества. Мастер.

оставил комментарий от (10.4k баллов)
Очень светлая идея - постоянно сближать с заданиями ЕГЭ
Учи легко — главный инструмент проекта «Развивающее образование для всех. Универсальные учебные материалы»

Похожие вопросы

...