+17 голосов
спросил от (9.9k баллов) в категории Проблемы обучения и их решение
редактировать от

В ответах на этот вопрос мы предлагаем обсуждать самые общие проблемы обучения смысловому чтению, особенно в ситуациях, когда понимание текста — это основная, а не вспомогательная учебная задача. Если необходимо, детализируйте эту общую проблему в своих вопросах, указывая для них тот же тег: "чтение-и-понимание-текстов".

Мы, авторы "Школы 2100" и участники проекта "Развивающее образование для всех. Универсальные учебные материалы", предлагаем многократно апробированный эффективный способ решения проблемы обучения чтению и понимаю текстов — с помощью технологии продуктивного чтения. Данная технология (авторы доктор пед.наук Е.В.Бунеева, доктор пед.наук О.В.Чиндилова) создана в рамках Образовательной системы «Школа 2100». Мы исходим из того, что чтение текста — это его полноценное восприятие и понимание — вычитывание  трёх видов текстовой информации: фактуальной (то, о чём в тексте говорится в явном виде, прямо), подтекстовой (то, о чём сказано в неявном виде, «между строк»), концептуальной (главная мысль текста, его идея). Предлагаем участникам проекта  
1) познакомиться

-с содержанием технологии с помощью архива вебинаров (занятия проводит автор технологии Е.В.Бунеева) и архива журнала «Начальная школа плюс До и После». Всё это можно найти на сайте: www.school2100.com

— с кратким описанием технологии в виде предметных практикумов (архивированный файл),

— с примерами универсальных учебных материалов, которые призваны решать эту проблему в ходе работы с разными текстами: художественными и познавательными, текстами правил и определений и т.п.;  
2) скачивать и использовать данные УУМы;  
3) публиковать  
— свои отзывы об апробации УУМов и  сборников серии «Учимся читать и понимать тексты»;  
— свои собственные учебные материалы, работающие на решение данной проблемы;  
— любые комментарии и предложения по этой теме.

OM3-4_ZnamenityeLyudi_PONIMANIE_TEKSTA_Master_Uchenik © Автор Д.Д.Данилов, 2017

Предмет.практикумы_Прод.чтения-2017 © Автор Д.Д.Данилов, 2017

Сборники универсальных учебных материалов серии "Учимся читать и понимать тексты": 

Купить можно в издательстве "Баласс" и  в Интернет-магазине "Школьная книга" (Санкт-Петербург). 

Купить можно в издательстве "Баласс" (Москва) и в Интернет-магазине "Школьная книга" (Санкт-Петербург)

Купить можно в издательстве "Баласс" (Москва) и в  Интернет-магазине "Школьная книга" (Санкт-Петербург)

11 Ответы

+9 голосов
ответил от (760 баллов)
выбран от
 
Лучший ответ

Здравствуйте! Я, Романова Марина Евгеньевна, учитель начальных классов МБОУ "СШ №8" г. Иваново, являюсь участником проекта. В своей работе столкнулась с проблемой изучения биографии писателя на уроках литературного чтения.  Немалые трудности возникают перед учителем начальных классов, который должен в небольшом объеме интересно и доступно для младших школьников представить биографические сведения об авторе, необходимые для изучения определенного произведения.

Говоря об изучении биографии писателя с методической точки зрения, следует отметить, что сама по себе она — учебный текст. Поэтому работу с биографией можно проводить как исследовательскую работу с текстом. При этом можно решить сразу несколько задач: познакомиться с биографией автора, составить план текста, выделить главное, соотнести причины и следствие на примере биографии писателя и др.

Предлагаю разработку универсального учебного материала "Басня - книга мудрости самого народа. И.А.Крылов" (Мастер, Ученик).

оставил комментарий от (7.9k баллов)
Уважаемая Марина Евгеньевна! Мне кажется, у вас получилось составить полноценные универсальные учебные материалы, именно ОБУЧАЮЩИЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ умения читать учебно-научный текст, извлекать и интерпретировать текстовую информацию. Вы молодец!

Очень чётко видно различие в работе на уровне "Мастер" и на уровне "Ученик". Я рекомендую коллегам обратить внимание на поэтапную работу с планом на листе "Ученик" - именно обучение тому, как составлять цитатный план, здесь очень привлекательно, а также работа с ключевыми словами и другие виды обучающих подсказок. Я очень рада, что вы восприняли нашу идею УУМов и развиваете её творчески и очень профессионально. Спасибо!

С уважением

Е.В.Бунеева
оставил комментарий от (760 баллов)
редактировать от

Уважаемые коллеги и организаторы проекта! Предлагаю Вашему вниманию итоги апробации разработки универсального учебного материала "Басня - книга мудрости самого народа. И. А. Крылов." (Мастер, Ученик) в МБОУ "СШ №8" (4 класс).

В апробации принимали участие 29 человек. Из них работу "Мастера" выбрали 7 учащихся, а работу уровня "Ученик" выбрали 22 учащихся.

Работу уровня "Ученик" на 100% выполнили 3 учащихся, от 70% до 90% - 13 учащихся, от 50% до 70% - 5 учащихся, ниже 50% - 1 учащийся. 

Работу уровня "Мастер" на 90% выполнили 3 учащихся, 80% - 3 учащихся и 1 учащийся - на 70%.

Уровень "Ученик":

Умение определять цель деятельности - справились 12 учащихся (3 задания). При этом не воспользовались предложенной формой рассуждения 6 человек.

Работа с текстом во время и после чтения. Безошибочно  определить век и указать его на "Ленте времени" смогли 7 человек. Допустили одну ошибку в определении века - 3 учащихся. Правильно определили век, но не указали на "Ленте Времени" - 5 учащихся, правильно указали век на "Ленте времени", но не воспользовались предложенной формой рассуждения - 2 учащихся.

18 учащихся справились с заданием "Составь цитатный план текста". Можно сделать вывод, что предложенная форма подсказок помогла ребятам справиться с заданием. Остальные учащиеся частично выполнили задание.

Умение извлекать информацию из текста, используя свой жизненный опыт. Назвать 5 басен (3 из которых с подсказками) смогли 18 учащихся. Воспользовались только подсказками, указав 3 басни, смог 1 учащийся. учащихся, не приступавших к заданию, нет.

Подчеркнули в тексте названия жанров смогли 13 учащихся. Трое ребят работали во всем тексте, а не в третьем абзаце, как указано в задании. 4 учащихся не приступали к выполнению задания.

Назвать скрытый смысл басни смогли все ребята.

Умение устанавливать причины и следствия событий. Задание достаточно сложное, но благодаря подсказкам, справиться с ним удалось 12 учащимся. На 75% выполнили это задание - 7 учащихся, 50% - 1 учащийся. Не приступал к выполнению задания - 1 учащийся.

Уровень "Мастер"

Умение определять цель деятельности - справились все 7 учащихся (3 задания). 

Работа с текстом во время и после чтения. Безошибочно  определить век и указать его на "Ленте времени" смогли 7 человек.

При составлении цитатного плана возникли затруднения. С этим заданием справился только 1 ребенок.

Умение извлекать информацию из текста, используя свой жизненный опыт. Составить список из 5 басен смогли 4 учащихся. 

Подчеркнули название жанров в третьем абзаце - 7 человек.

Определили название скрытого смысла басни - 7 человек.

Умение устанавливать причины и следствия событий. Безошибочно справились с данным заданием 2 учащихся. На 75% - 2 учащихся, на 50% - 1 учащийся.

Можно сделать вывод, что сложности возникли в составлении цитатного плана у ребят, выбравших уровень "Мастера"(14%). Но, благодаря подсказкам в работе уровня "Ученик", ребята смогли справиться с этим заданием (77%).

Затруднения возникли в заполнении таблицы задания № 10 при установлении причин и следствий событий. Используя подсказки, 55% учащихся, выбравших уровень "Ученик", справились с заданием. А на уровне "Мастера" - 29%.

Ребята, выбравшие уровень "Мастера", правильно оценили свои силы. А трое ребят, выполнивших задания уровня "Ученик" на 100 %, смогли бы попробовать свои силы на уровне "Мастера". 

оставил комментарий от (7.9k баллов)
Марина, большое спасибо за ваш комментарий к апробации, очень интересно. Хорошо бы в конце найти методические выводы, которые вы сделали. Как следует дальше построить работу, на развитие каких умений обратить особое внимание?
оставил комментарий от (760 баллов)

По результатам апробации можно сделать вывод, что особое внимание необходимо уделить:

- обучению детей делению текста на смысловые части и составлению цитатного плана;

- умению устанавливать причинно-следственные связи и представлению полученной информации в виде таблицы.

Данные виды заданий можно предлагать при работе с научно-познавательными и художественными текстами.

оставил комментарий от (7.9k баллов)
Спасибо! Очень интересно.
+3 голосов
ответил от (9.9k баллов)
редактировать от

 Мы, авторы "Школы 2100" и участники проекта "Развивающее образование для всех. Универсальные учебные материалы", предлагаем многократно апробированный эффективный способ решения проблемы обучения чтению и понимаю текстов — с помощью технологии продуктивного чтения. Данная технология (авторы доктор пед.наук Е.В.Бунеева, доктор пед.наук О.В.Чиндилова) создана в рамках Образовательной системы «Школа 2100». Мы исходим из того, что чтение текста — это его полноценное восприятие и понимание — вычитывание  трёх видов текстовой информации: фактуальной (то, о чём в тексте говорится в явном виде, прямо), подтекстовой (то, о чём сказано в неявном виде, «между строк»), концептуальной (главная мысль текста, его идея). Предлагаем участникам проекта 
1) познакомиться

-с содержанием технологии с помощью архива вебинаров (занятия проводит автор технологии Е.В.Бунеева) и архива журнала «Начальная школа плюс До и После». Всё это можно найти на сайте: www.school2100.com

— с кратким описанием технологии в виде предметных практикумов (архивированный файл),

— с примерами универсальных учебных материалов, которые призваны решать эту проблему в ходе работы с разными текстами: художественными и познавательными, текстами правил и определений и т.п.; 
2) скачивать и использовать данные УУМы; 
3) публиковать 
— свои отзывы об апробации УУМов и  сборников серии «Учимся читать и понимать тексты»; 
— свои собственные учебные материалы, работающие на решение данной проблемы; 
— любые комментарии и предложения по этой теме.

OM3-4_ZnamenityeLyudi_PONIMANIE_TEKSTA_Master_Uchenik © Автор Д.Д.Данилов, 2017

Предмет.практикумы_Прод.чтения-2017 © Автор Д.Д.Данилов, 2017

+2 голосов
ответил от (3.2k баллов)
редактировать от

Русский язык 5 класс

Здесь размещены  задания, которые развивают умение работать с текстами правил и определений: читать их, понимать и запоминать.

В папках представлены сами УУМы и файлы с ответами. Автор заданий Е.В.Бунеева.

РЯ5 кл.Буквы е,и в прист.пре-при-Правило © Е.В.Бунеева, 2017

РЯ5кл.ЛексикаТекст © Е.В.Бунеева, 2017

РЯ5 кл.СинонимыОпределение © Е.В.Бунеева, 2017

РЯ5 кл.Произв.инепроизв.основаОпред.© Е.В.Бунеева, 2017

+2 голосов
ответил от (3.2k баллов)
редактировать от

Русский язык 5 класс

Здесь размещены задания на развитие  умения работать с научно-познавательными текстами (читать их, понимать, выполнять задания к текстам). Автор заданий Е. В. Бунеева.

В папках представлены сами УУМы и файлы с ответами.

РЯ5 кл.Роль_пунктуации © Е.В.Бунеева, 2017

РЯ5 кл.Словосочетание и предложение © Е.В.Бунеева, 2017

РЯ5 кл.Суффикс как словообр.морфема © Е.В.Бунеева, 2017

РЯ5 кл.Приставка как словообр.морфема © Е.В.Бунеева, 2017

оставил комментарий от (140 баллов)
Спасибо большое за  материал по теме "Словосочетание и предложение"! На уроке составляли  таблицу. Детям легче воспринимать информацию в таком виде, они учатся сопоставлять языковые единицы, работать с научным текстом, вычленять главную информацию
+4 голосов
ответил от (3.2k баллов)
редактировать от

Решить проблему развития умений смыслового чтения на уроках русского языка поможет сборник "Учимся читать и понимать тексты. Русский язык",  3–4 классы. Авторы Е. В. Бунеева, Н. А. Исаева. (издательство "Баласс", 2017г.)

Познакомьтесь с примерами уроков по двум темам:

Тема: "Имя существительное" © Е.В.Бунеева, Н.А.Исаева, 2017
Тема: "Падеж имён существительных. И.п. и В.п" © Е.В.Бунеева, Н.А.Исаева, 2017

оставил комментарий от (1.1k баллов)
Очень богатый и познавательный материал. Спасибо.
+6 голосов
ответил от (420 баллов)

Добрый день! Я, Ильина Ольга Николаевна, учитель начальных классов МБОУ "СШ № 56" г. Иваново, при работе с текстом столкнулась со следующими проблемами у своих учеников:

  1. Неправильное чтение слов, с искажениями, влияющими на смысл читаемого.
  2. Невнимательное чтение текста. Как следствие – непонимание содержания прочитанного (находить в тексте конкретные сведения) – определять тему (подтемы), идею текста – определять последовательность основных событий (составлять план) - найти связь между двумя событиями
  3. Бедный словарный запас

В рамках проекта я попробовала разработать итоговые контрольные работы по литературному чтению для учащихся 3- 4 классов

Цель работ -  определение уровня осознанности чтения у учащихся 3-4 классов в процессе самостоятельного чтения текстов и ответов на вопросы по их содержанию.

Проверка степени осознанности чтения включает в себя:

1. Умение извлекать фактуальную информацию (насколько ребенок понимает, о чём идёт речь в тексте).

2. Умение извлекать информацию, содержащуюся в тексте в неявном виде (подтекстовую).

3.Умение формулировать выводы на основе явной и скрытой информации. Проверяется умение ребенка понять, что говорится в тексте.

4. Умение анализировать языковые средства.

5. Умение устанавливать последовательность событий, составлять план.

5. Умение определять тип и стиль текста (умение проверяется у учащихся при реализации программы «Школа России»)

6. Умение понять общий смысл текста, подойти к пониманию основной мысли текста.

 

оставил комментарий от (7.9k баллов)
Уважаемая Ольга Николаевна! С интересом прочитала Ваши материалы. Они составлены грамотно, в соответствии с требованиями к КИМам. Полагаю, такая работа может быть полезна как ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ. На ее основе можно увидеть, какие проблемы есть конкретно у каждого ученика в классе. А затем хорошо бы составить программу, как эти проблемы решать. И вот тут-то и нужны универсальные учебные материалы, которые призваны УЧИТЬ, РАЗВИВАТЬ УМЕНИЯ чтения и работы с информацией. Именно для разработки и апробации таких материалов и создан наш сайт. Думаю, коллегам будет интересен именно этот ваш опыт. Спасибо.

С уважением

Е.В.Бунеева
+6 голосов
ответил от (650 баллов)

Добрый день! Я, участник проекта  Новикова Татьяна Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ "СШ № 56" г. Иваново,  анализируя результаты Всероссийских проверочных работ, столкнулась с рядом проблем в подготовке обучающихся по литературному чтению. Не  только учащиеся начальной школы, но  и старшеклассники далеко не всегда понимают прочитанный текст. Понимание текста зависит от многих факторов: способности сосредоточить внимание, подключить воображение, сохранять в памяти текстовую информацию, умение сравнивать, прогнозировать, извлекать смысл.

Решить проблему "чтения без понимания" можно, если целенаправленно использовать упражнения на понимание прочитанного.

Я умею понимать текст и выполнять задания к нему.

Я умею находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи.

«Обсудим вместе». 

Я умею исправлять ошибки, оценивать свои действия

Предлагаю упражнения,  направленные на развитие умения  понимать художественное произведение учащимися второго класса на уроках литературного чтения

оставил комментарий от (7.9k баллов)
Уважаемая Татьяна Алексеевна!

Спасибо за Ваши материалы. Они интересны и, я думаю, будут полезны коллегам.

Знаете на какие размышления меня навела Ваша работа? Мы как-то сосредоточиваемся на подготовке в ВПР, упуская из виду, что мы учим чтению не для того, чтобы успешно пройти тесты, а для жизни, для личностного развития, в том числе эмоционального, мы призваны формировать привычку, потребность в чтении, не так ли? Вопрос: можно ли их сформировать, упуская из виду первичное чтение, восприятие, эмоциональное проживание текста? Если работа начинается словами "Прочитай текст", а далее следуют задания, не будет ли ребёнок отождествлять чтение текста с выполнением заданий к нему? А вот это "Прочитай текст" - самое важное. Как прочитать? Что именно сделать? Это самое трудное и самое важное. Остальные задания показывают уже результат чтения, а где задания на обучение самому процессу чтения? Это вопрос для размышления, не критика: я бы сама хотела найти на него ответ. Ещё раз большое вам спасибо.

С уважением

Е.В.Бунеева
+5 голосов
ответил от (2.8k баллов)

Здравствуйте. Я, Кураева Татьяна Александровна, учитель начальных классов МБОУ "СШ №26" г. Иваново сталкиваюсь с такими проблемами: ученики моего класса не вчитываются в текст заданий, не дочитывают задания до конца, соответственно, не делают или не доделывают их. Тяжело дело обстоит с подтекстом. Особенно, если касается недетских стихотворений, над которыми нужно размышлять. Например, стихи Лермонтова, Никитина, Бунина и т.п. Поэтому хочу предложить коллегам материал на тему: «Учимся читать и понимать стихотворные тексты»который разработала в рамках проекта.

оставил комментарий от (7.9k баллов)
Уважаемая Татьяна Александровна! Огромное вам спасибо за работу. Вы взялись за самый трудный аспект - работу с поэтическим текстом. Действительно, в программе по литературному чтению есть "недетские" стихи, понимание которых  затруднено. Наверное, действительно для такого стихотворения, как "Русь" Никитина, такая подробная аналитическая работа необходима, иначе его просто не понять. И вот в связи с этим у меня такое размышление: нам нужно очень хорошо чувствовать, когда такая аналитическая работа уместна (как в вашем случае), а когда можно и нужно ограничиться чтением, эмоциональным проживанием текста, рисованием картин в своём воображении и размышлением над своими чувствами и мыслями, которые вызвало стихотворение. Это я о том, что не все стихи можно так читать, как предлагаете вы, и большинство как раз так читать не стоит. Но в данном случае, я уверена, именно ваши материалы помогут детям правильно воспринять и понять стихотворение Никитина, особенно если работа сопровождается выразительным чтением учителя.

Успехов вам!

С уважением

Е.В.Бунеева
оставил комментарий от (2.8k баллов)
Уважаемая, Екатерина Валерьевна! Большое спасибо за оценку моей работы.

 Материалы наших учебников (УМК "Школа России") действительно не позволят использовать подобный вид работы с каждым стихотворением. Такой вид работы будет уместен только в 3-4 классе, когда учащиеся уже достаточно хорошо работают с поэтическим текстом, знают изобразительно-выразительные средства и умеют их находить. Апробация этой работы показала, что дети с помощью предложенных материалов, смогли самостоятельно разобрать и понять стихотворение И.С.Никитина "Русь".

 Надеюсь, что мой материал поможет другим учителям в работе..
0 голосов
ответил от (3.2k баллов)

Коллеги,

предлагаем посмотреть запись вебинара по теме: "Развитие читательских умений и работа с текстовой информацией на уроках русского языка в 5-7 классах"

Вебинар проводила Екатерина Валерьевна Бунеева, доктор педагогических наук, автор учебников и пособий.

На вебинаре рассматривались вопросы:

1.      Требования ФГОС к умениям смыслового чтения.

2.      Как научить читать, понимать и запоминать тексты правил и определений.

3.      Как научить читать и понимать научно-познавательные тексты.

4.      Как последовательно развивать читательские умения детей на уроках русского языка и готовиться к итоговой диагностике.

Представлены примеры работы со сборником "Учимся читать и понимать тексты. Русский язык, 3-4 классы" (авторы Е.В. Бунеева, Н.А. Исаева, издательство "Баласс", 2017)

Презентация вебинара

+2 голосов
ответил от (9.9k баллов)

О подтекстах

Когда мы говорим, что дети не понимают тексты, мы ведь как правило имеем в виду не то, что они не могут понять фразу: "В вазу с вареньем залез прямо пальцами" (хотя и с эти бывают проблемы). Все таки чаще мы подразумеваем, что они не видят в тексте очевидных на наш взгляд, но прямо не выраженных смыслов. То есть ПОДТЕКСТА. Многие реально не понимают, что это такое. 

На встречах я люблю рассказывать об одном случае с моей (тогда ещё маленькой) дочкой. 
- Папа! - Возмущённо заявила второклассница. - От меня тут задание требует объяснить, что сказано в диалоге Мальвины и Буратино между строк!!! Папа, я посмотрела - там МЕЖДУ строк ничего не написано!
Смешно, конечно, но я потратил битый час на разговор с моей упрямицей, прежде чем удалось убедить:

«Мальвина оглянула деревянного мальчишку с головы до ног, поморщилась». 
(- Как он ей понравился или нет? 
- Не понравился!
- Читай дальше...
«- Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны.
"Вот так влип!" - подумал Буратино». 
- Буратино обрадовался или расстроился? 
- Расстроился! 
- А теперь покажи, где, в каких строках этого разговора есть эти слова: "Мальвине не понравился", "Буратино расстроился"? 
- ...???
- Нет этих слов. Но ведь ты же поняла, что именно это там сказано! Раз этого нет в строчках, значит, это где... Между строк!

С моей дочкой, я сумел договориться. Но ведь если этого не сделать.... Недавно в Сибири педагог поделилась со мной болью: "Задала 9-класснику выучить к 9 мая пронзительные стихи про военный госпиталь. У него никак не получается проникновенно их рассказать. Стала разбираться и обнаружила, что он половины не понимает, например, что значат слова о груде женских фотокарточек в углу....". 
Может показаться, что это касается только художественных текстов. Отнюдь. Любые познавательные тексты, где есть недосказанность и надо самому сделать вывод, требуют того же самого - уметь читать между строк - видеть слова-намеки, недосказанность, подтекст. 

Примеры: 
ВПР 6 кл., Биология. 
Чтобы выполнить оба задания после текста и рисунка, нужно выделить в тексте фразу «причем в один он насыпал немного земли» и увидеть, что никаких изменений в росте семян не произошло! 

Влияние какого условия на прорастание семян изучал Сергей?
Сформулируйте вывод о влиянии этого условия на прорастание растений. 
Известно, что для прорастания семян необходимы определённые условия. Сергей решил выяснить роль одного из таких условий, проведя следующий опыт. Он взял два одинаковых стакана, в которых было немного воды, положил в каждый по 15 семян гороха, причём в один он насыпал немного земли. Оба стакана он поставил на столе в комнате. Через несколько дней Сергей наблюдал следующую картину (показано, что через несколько дней одинаковые ростки появились в обоих стаканах).



Это задание - на причины и следствия (так же как аналогичные – на обобщение, подведение под понятие, сравнение и т.п.) - требую от ученика одних и тех же логических читательских операций: 
1) разбить текст на прямо сообщаемые факты.
2) выделить в них слова с недосказанностью, намеком, на то что требуется найти (подтексты).
3) начать строить на этих фактах и недосказанностях логические рассуждения к требуемым выводам. 
И если ребенок не видит (2) - подтексты, то от (1) - фактов к (3) - выводам, он никак не перейдет и не перепрыгнет! 
Раньше это требовалось не от всех, но многие стихийно учились этому в практике домашнего и повседневного чтения. Теперь жизнь и диагностики требуют этих качеств от всех, а подавляющее большинство детей при этом "избавило" себя от повседневных практик чтения сплошных текстов и возможности естественным стихийным путем научиться вылавливать подтексты. 
Значит, придется учить этому специально и целенаправленно. Если, конечно, мы хотим, чтобы наши дети могли понимать, текст, подтекст и делать самостоятельные выводы. 
Именно для этого мы и создаём наши универсальные учебные материалы серий "Учимся читать и понимать тексты", "Учимся анализировать".

Учи легко — главный инструмент проекта «Развивающее образование для всех. Универсальные учебные материалы»

Похожие вопросы

...