+9 голосов
спросил от (9.8k баллов) в категории Проблемы обучения и их решение
редактировать от
На ЕГЭ эта тема регулярно западает.

Знают про эмпирическое и рациональное, но путают  их в примерах на практике.

1 Ответ

+3 голосов
ответил от (2k баллов)
Познание-совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Выделяют два уровня научного познания:эмпирический (опытный) и теоретический (рациональный). Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении, эксперименте и моделировании, тогда как теоретический-в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезах, законах и теориях.

Эмпирические методы: наблюдение-восприятие предметов , явлений со стороны, невмешательство в них (например, наблюдение солнечного затмения), эксперимент-изучение предметов познания в управляемых, специально созданных человеком условиях (например, изучение роста растения в измененных условиях),  сравнение-выявление различия и сходства между изучаемыми предметами познания (например, сравнение причастия и деепричастия), измерение-определение отношения измеряемой величины чего-либо по сравнению с эталоном(например, к метру, грамму).Эмпирические методы в научной деятельности в совершенно чистом виде использовать невозможно.Обязательно они сочетаются с теоретическими.

Теоретические методы научного познания:анализ-процесс мысленного и фактического разложения целого предмета изучения на составляющие его части,изучение каждой части в отдельности(например, анализ литературного произведения, его темы, идеи, характеристика героев), синтез-процесс мысленного и фактического соединения частей и изучение изучаемого предмета как единого целого(например, обобщение всех подтем по единой теме(например "Имя существительное"), индукция-переход от изучения отдельных частей к изучению целого, от частного-к общему (например, изучение сначала отдельных признаков глагола в причастии, а затем выведение итогового суждения о том, что причастие имеет признаки глагола), дедукция-выведение нового знания на основе нескольких других утверждений об изучаемом предмете, от общего к частному(например, сначала учащиеся изучают общие правила написания Н и НН в причастиях, а затем каждое правило разбирается отдельно на конкретных примерах), абстрагирование-отвлечение от свойств и признаков изучаемого предмета ради выявления какого-либо определенного свойства (например, на уроках изучают систему кровообращения человека, не говоря в это время о других системах, хотя кровообращение тесно связано с дыханием, пищеварением и т.д.), моделирование-создание модели изучаемого предмета с целью его наиболее полного познания (например, на уроках химии учащиеся изучают строение вещества по модели атома), аналогия-изучение предметов и явлений по их сходству в чем-либо (например, решение задач, подобных той, которую объяснил учитель), идеализация-мысленное, абстрактное воссоздание изучаемых предметов, которые в действительности не могут быть воспроизведены(например, невозможно увидеть, как в результате Большого взрыва образовалась Вселенная), классификация-объединение различных изучаемых предметов в группы по каким-либо признакам(например, классификация растений), формализация-знаковая, символическая система отражения знаний(например, химические символы для отражения вещества). Теоретические методы тоже тесно связаны с эмпирическими.

Все данные методы используются учителями буквально на каждом учебном предмете, а учащиеся в школе получают первичные навыки их использования в процессе познания мира.
Учи легко — главный инструмент проекта «Развивающее образование для всех. Универсальные учебные материалы»

Похожие вопросы

+4 голосов
2 ответов 97 просмотров
...