Алгоритм Е.В.Бунеевой, безусловно, - замечательный способ работы по развитию навыка создания собственного текста. Очень большое значение для развития коммуникативной компетенции имеет мотивация. Нужно предоставить ребенку возможность выбрать из ряда заданных тем такую тему, которая максимально интересна ему и побудит к размышлению и действию. Например, при работе по теме "Роняет лес багряный свой убор..." можно дополнительно предложить детям подтемы "Короткая жизнь листа", "Краски осени", "Мое путешествие по лесу" "Загадка осенней природы" и т.д. Такая форма работы позволит учащимся избрать тип сочинения (повествование, описание, рассуждение) в зависимости от индивидуальных склонностей и возможностей.
Большое значение имеет также мотивация итога: "Сможешь ли заинтересовать одноклассников своим сочинением?", "Какие новые краски сможем открыть при описании леса?".
Для облегчения работы на подготовительном этапе целесообразно помочь детям составить словесный модуль. Например, рассматривая картину, попросить детей сначала записать слова, которые у них появились при первом восприятии картины (пейзажа):
Мои слова |
Слова - помощники |
|
|
В 1 колонке ребенок записывает свой лексический модуль, а во вторую колонку будет выписывать слова, которые подобрали одноклассники на этапе коллективного словесного рисования. Расширяется словарный запас ученика, при написании сочинения слова-опоры помогают ребенку сформулировать мысль. Целесообразно провести работу по предупреждению речевых ошибок: записать на доске синонимичные слова и конструкции.
При написании сочинений использую различные формы представления сочинения: сочинение об осени дети писали на вырезанных из цветной бумаги контурах осеннего листа, украшали гирляндой из листьев-сочинений класс на родительское собрание (по другим темам могут быть использованы формы работы-книжки ("Мои мудрые мысли" - сочинение-рассуждение, сочинение-маршрутный лист и т.д.). Форма представления работы стимулирует ребят к творческому самовыражению, способствует развитию коммуникативной компетенции (устное сочинение, письменное сочинение, самопрезентация).