Д. Д. Данилов
Обучая анализу (выделению фактов) и построению выводов, на наш взгляд, нужно: 1) Договориться с детьми о смысле понятий факты и выводы. 2) Дать задания, требующие выделять факты и делать простые выводы. 3) На этой основе учить стоить рассуждения - более сложные выводы.
Рассмотрим это более подробно.
1) Прежде всего важно договориться со школьниками о смысле этих понятий - факты и выводы. Иначе они просто не поймут вопросов учителя: "Какие факты вы нашли в тексте?", "Какой вывод вы можете сделать?" и т.п. В научной литературе, толковых словарях можно встретить много разных определений. Но нам нужны краткие и понятные определения для самых ранних возрастов!
Вот пример того, как это может быть сделано через продуктивное задание в 3-4 классах (из сборников универсальных учебных материалов по Окружающему миру). Обратите внимание, что отличие фактов от выводов раскрывается на примере понятной жизненной ситуации.

Это задание удобно выполнять всем вместе в классе. Только последнее предложение ребятам лучше сначала записать самостоятельно или в парах. После этого можно с уверенностью сказать: "Раз у вас здесь всё получилось, значит, вы умеете выделять факты и делать выводы! Вы молодцы?" И после радостных подтверждений учеников уточнить: "Однако диагностику не так хорошо написали. Почему?" Как правило, кто-то из ребят сумеет сообразить: "Здесь на картинке мы всё видим, а в тексте нам ещё представить надо!" Значит (подводит итог учитель), будем теперь учиться выделять факты в тексте и делать на их основании выводы, как в жизненных ситуациях.
2) Дать задания, требующие выделять факты и делать простые выводы. При этом важно представить задание на двух уровнях: "Мастер" - без подсказок для тех, кто уже умеет делать выводы или схватывает всё на лету, и уровень "Ученик" - для тех, кто не может сделать это без подсказок. Но сами подсказки должны быть обучающими, готовящими к тому, чтобы начать это делать самостоятельно. Вот, например, как это можно сделать на уроке Окружающего мира по теме "Работа историка".
МАСТЕР:

Это задание требует изучить первый абзац текста. Вот он:

А вот то же самое задание, только на уровне УЧЕНИК - с обучающими подсказками, которые помогают ребёнку провести анализ текста, не проходить мимо важных фактов. Здесь сочетаются два приёма изучающего чтения: диалог с автором текста и комментированное чтение.
Важное добавление из практики апробации. В 5-6 классах заметил тенденцию: ученики, когда от них требуется выписать факты из текста, делают это не полно - без деталей. В тексте: "В 1223 году в битве на реке Калке два монгольских тумена разгромили русско-половецкое войско. Каждый князь со своей дружиной сражался отдельно, без единого руководства, полк великого князя киевского всю битву простоял в укреплённой лагере на холме". Ученик пишет: "каждый князь сражался отдельно". Он, конечно , верно выхватывает суть, но сама запись не может быть признана фактом. Где, когда, с кем сражались князья? Чтобы этого избежать добавил для ребят признаки факта и вывода:
Факты отвечают на вопросы:
Где? Когда? Кто? Что? Сколько? ...
Выводы, обобщая факты, отвечают на вопросы :
Почему? Зачем? Каким образом? Кем является? Похоже или отличается? ...
3) На основе выделенных фактов можно учить строить рассуждения - то есть делать более сложные выводы. В том же уроке на тему "Работа историка" есть более сложное задание: "Как историки делают выводы о прошлом, если они его не видели?". На уровне "Мастер" готовые к этому ученики, опираясь на содержание текста, сами формулируют свои рассуждения. Однако в 3-4 классе большинство ребят к этому ещё не готовы. Для них существует обучающее задания в рабочем листе "Ученик". Там все три формулировки рассуждения уже даны, но в них пропущены ключевые слова - те самые слова, что они перед этим тщательно выделяли в тексте, осмысливали. И теперь с их помощью им надо достроить более сложный вывод. Вот это задание:

Как показала практика, некоторые ученики вполне самостоятельно могут достроить эти предложения, опираясь на текст. При этом формулировки у них получаются разные по форме, но одинаковые по смыслу:
А) От прошлого сохранились исторические источники, которые могут рассказать о жизни людей.
Б) От прошлого сохранились вещи, записи, которые могут рассказать о том, как жили люди.
В) От прошлого сохранились артефакты, которые могут рассказать о прошлом.
Для большинства учеников в первый раз некоторые формулировки трудны, особенно умозаключение. Им приходится помогать.
Однако если эта работа повторяется на следующем уроке, потом снова и так не менее 5-6 раз на разных темах, то со временем это получается у всех, а часть детей начинает с уровня "Ученик" переходить на уровень "Мастер" и выбирать задания без подсказок.
Как выглядят универсальные учебные материалы ко всему этому уроку, можно посмотреть и скачать здесь.
Сам этот урок и другие подобные ему включены в Сборник "Учимся анализировать. Окружающий мир. История Отечества 3-4 кл.", который выходит в издательстве "Баласс" весной 2018 года.
Схожим образом устроены универсальные учебные материалы в Сборниках:
1) Учимся анализировать. Окружающий мир 3-4 кл. Готовимся к ВПР

Купить можно в издательстве Баласс (Москва) и в Интернет-магазине "Школьная книга" (Санкт-Петербург)
2) Учимся анализировать. История России 6 кл. Домонгольская эпоха

Купить можно в издательстве Баласс (Москва) и в Интернет-магазине "Школьная книга" (Санкт-Петербург)
© Д. Д. Данилов, 2018