+8 голосов
спросил от (650 баллов) в категории Проблемы обучения и их решение
Современные методы постановки учебной проблемы в начальной школе

1 Ответ

+3 голосов
ответил от (9.9k баллов)
редактировать от

Отличный вопрос! 

У нас по этой теме есть три схожих вопроса с интересными ответами. Сначала ссылки на них: 

Что такое проблемный диалог.

Как формулировать вопросы проблемного диалога.

Как строить проблемный диалог, если проблемного подхода нет в учебнике

В дополнении к сказанному там могу добавить следующее.

Главное - пробудить у ребят интерес, вызвать одну из эмоций: удивление или затруднение. 

Для удивления мы обычно предъявляем по теме  два противоречащих друг другу факта (мнения) и вопросами подводим ребят к осознанию: "Так не бывает! Либо Иван Калита - герой, либо предатель! // Почему в России в одно и то же время в одних областях лежит снег, а в других цветут цветы?"

Для затруднения подбрасываем в ряду привычных заданий новое - по ещё не изученной теме. Вопросами подводим к осознанию, что именно не получается, вызывает трудность: "Как понять , в каких случаях Ь в --ться пишется, а в каких нет? // Как высчитать площадь прямоугольника?"

Но чтобы эти вопросы дети задали и захотели разрешить, ситуации для удивления и затруднения должны быть близки и понятны им, исходить из жизненных ситуаций, в которых они могут узнать себя. Например, от непростановки Ь в -ться возникла двусмылица и недопонимание при переписке в социальной сети. 

Именно такие проблемные ситуации мы старались создавать в учебниках "Школы 2100" и продолжаем создавать в универсальных учебных материалах , о которых рассказывает данный сайт.

оставил комментарий от (7.9k баллов)
Иногда, если, например, нужно "открыть" на уроке новое орфографическое правило, затруднение будет всегда одно и то же: не знаем пока правило, не умеем писать. Если проблему поставить не удаётся, всё равно не даём материал в готовом виде, а организуем наблюдение над языковым материалом, и здесь очень важно подобрать и правильно расположить группы примеров (слов), чтобы дети могли их проанализировать и установить закономерность.

Самый простой пример: в первый столбик пишем слова, где частица  НЕ  с глаголом написана слитно, в другой - раздельно.

не знает            ненавидит

не играет          негодует

Можно сразу спросить, почему слова записаны в два столбика, что заметили, какой вопрос возникает, и пойти за высказываниями детей. Это будет побуждающий диалог. Можно выстроить более жёсткую систему вопросов - подводящий диалог. Например, такой: 1) Слова какой части речи записаны в первом столбике, а во втором? 2) Какой смысл придаёт этим глаголам частица НЕ? Докажите, составьте устно предложения. 3) Что общего в словах обоих столбиков и чем они отличаются? 4) Можно ли продолжить 1-й столбик? Попробуйте. А второй? Попробуйте. 5) Какой вывод можно сделать? Сформулируйте правило самостоятельно. Сравните с правилом в учебнике. Что увидели?

Е.В.Бунеева
оставил комментарий от (160 баллов)
Очень содержательный ответ, спасибо!
оставил комментарий от (850 баллов)
будут ли вебинары на эту тему?
оставил комментарий от (9.9k баллов)
По проблемному диалогу? В архиве вебинаров Школы 2100 таких много. Нг если запрос есть на новые , можем сделать!
Учи легко — главный инструмент проекта «Развивающее образование для всех. Универсальные учебные материалы»

Похожие вопросы

+5 голосов
3 ответов 42 просмотров
...