+7 голосов
спросил от (8.2k баллов) в категории Проблемы обучения и их решение
редактировать от

Задания на анализ информации - одни из важнейших на уроках Окружающего мира. Их очень много в диагностических работах, и не со всеми из них ученики справляются.

Точка зрения авторов УУМов о том, как обучать анализу и построению выводов, с примером из урока Окружающего мира "Работа историка" представлена здесь

Просим приводить свои варианты ответа на этот вопрос. Публикуйте свои варианты учебных материалов, объясняйте, в чём их особенность, рассказывайте об их апробации. Спасибо! 

4 Ответы

+5 голосов
ответил от (1.4k баллов)
выбран от
 
Лучший ответ

Умение анализировать лежит в основе подавляющего большинства заданий продуктивного характера. Приведём примеры различных заданий из Всероссийских проверочных работ и постараемся найти в них использование умения анализировать. 

Так, перед тем как различить описанный в тексте объект необходимо провести анализ текста, найти и сформулировать набор признаков, сравнивая которые с набором признаков для разных объектов, мы отнесём изучаемый объект к тому или иному родовому и видовому понятию. В случае поиска существенных признаков изучаемого объекта мы также начинаем с анализа текста, схемы, иллюстрации. Также и в случае сравнения двух объектов. На первом этапе перед проведением сравнения мы должны выделить признаки, сравнивая которые мы сможем провести сопоставление двух объектов или их свойств. Во всех этих случаях выполнение задания предполагает умение анализировать, то есть выделять факты, устанавливать связь между ними и делать на этой основе вывод. Не случайно целая серия наших пособий получила название «Учимся анализировать».

В приложении (ОМ3-4.ПолезИскопаемыеАНАЛИЗ.Мастер.Ученик) показан пример учебного материала, направленного  на формирование умения анализировать. Как всегда в универсальных учебных материалах, мы используем задания на двух уровнях. На уровне "Мастер" ученики сами выполняют все операции (поиск информации, т.е. фактов в соответствии с целью, установление связей между фактами, формулирование  ответа), на уровне "Ученик" все этапы работы расписаны подробно так, чтобы ученик мог легко проверить себя, не сделал ли он ошибку на одном из промежуточных этапов. Естественно, что при такой пошаговой помощи ученик получает отметку на балл ниже ("хорошо" для ученика, "отлично" для мастера).

Задания, которые учат анализу, есть в большом количестве во всех сборниках универсальных учебных материалов. Например, в сборнике «Учимся читать и понимать тексты. Природные зоны России. Окружающий мир."( 3–4 кл.)  для каждого урока предусмотрены задания на умения выделять в тексте важные факты,  находить в процессе анализа в тексте причины явлений и событий, названные в явном и скрытом виде, определять главную мысль текста. В другом сборнике, в котором я принимал участие как автор, «Учимся анализировать. Готовимся к Всероссийским проверочным работам. Окружающий мир" (3–4 кл.) есть материал для  специального тренировочного урока, с помощью которого можно учить  умению анализировать и обобщать, а затем, после серии обучающих заданий, мы предлагаем в ходе изучения каждой темы тренироваться, выполняя задания, требующие различать изученные объекты и явления живой и неживой природы (анализ), выделять существенные признаки объектов и явлений живой и неживой природы (анализ) и т.п.

А.А. Вахрушев

+3 голосов
ответил от (3.2k баллов)
редактировать от

Окружающий мир 3-4 класс

В данном файле представлен универсальный учебный материал - задание на умение соотносить природные объекты и явления природы и их характерные свойства.

В папке представлен сам УУМ и файл с ответом.

ОМ3-4.ПолезИскопаемыеАНАЛИЗ.Мастер.Ученик

+4 голосов
ответил от (220 баллов)

Мы, учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 22" города Иваново, предлагаем вам материал по теме "Полезные ископаемые", который можно использовать на уроках окружающего мира для развития умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Материал разработан в рамках проекта "Развивающее образование для всех. Универсальные учебные материалы".

оставил комментарий от (1.4k баллов)

Уважаемые Лариса Николаевна и Наталья Леонидовна!

Спасибо огромное за прекрасные задания, которые Вы предложили по теме «Полезные ископаемые». Они помогут многим учителям изучить непростую тему с помощью Ваших обучающих заданий. За исключением мелких замечаний задания готовы к использованию и могут быть внедрены в практику школы с любыми учебниками, которые используют учителя. Мне кажется, что эти задания целесообразно давать в двух видах: мастера (Ваши варианты заданий без обучающих подсказок) и ученика (Ваши обучающие задания). Тогда часть ребят смогут выполнять их самостоятельно и смогут получить за них, например, пятёрки. Другая часть воспользуется подсказками и выполнит задания для ученика, в этом случае отметка будет четыре.

Извините, что не сразу ответил на Вашу публикацию.

* *  *

В начале хочу высказать небольшие замечания, а затем обсудить направления работ «по гамбургскому счёту», ибо мы сами прошли путь от полных подсказок, аналогичных этим заданиям,  до упрощённых обучающих заданий с небольшим количеством текста. Об этом хотелось бы тоже поговорить.

Мелкие придирки и замечания.

1) Обучающее задание №1. 2 шаг. Ищем информацию

«Как ты думаешь, по каким признакам (фактам) можно определить вид любого полезного ископаемого, (допиши): как выглядит, в каком ___________________, где ______________, как ______________, из чего __________.»

Вид полезного ископаемого определяют главным образом по тому, как он выглядит. Нельзя же определить вид полезного ископаемого по тому, из чего он образовался. Как Вы себе представляете, взял человек в руку уголь и … сразу понял, что он произошёл из растительных остатков …

Лучше «С помощью каких признаков описывают  полезные ископаемые…»

2) Обучающее задание 2. Умение сравнивать

«Прочитай в описании обоих полезных ископаемых сначала первое предложение. Какой общий вопрос можно задать к этим предложениям? Проверь себя, посмотри вопрос в первой строке таблицы».

Первое предложение для каменного угля будет: «Каменный уголь - твердое полезное ископаемое черного цвета с заметным блеском, хрупкое, горючее, тяжелее воды», а для Природного газа: «Природный газ образовался в недрах земли в процессе разложения остатков организмов растительного или животного происхождения.» А в таблице «В каком состоянии встречается?»

Таким образом, общего вопроса задать нельзя. Логичнее было бы рассуждать по другому, просить ребят найти ответ на такой-то вопрос и спросить, в каком предложении на него нашли ответ в тексте для угля и газа. А то очень запутывает.

Про таблицу. Во-первых, на нее надо сразу сослаться, а то на 3-ем шаге непонятно, про какую таблицу речь идет. Во-вторых, я бы не устраивал гадания названия ячеек таблицы, а дал бы их в явном виде. Ведь это обучающее задание и в нём логично давать подсказки (В каком состоянии встречается? Из чего образовался? Какими свойствами обладает? Какое свойство используется человеком?).

Обучающее задание 3.

«4. Установите связи между шагами алгоритма. Для этого заполните пропуски в тексте, используя объекты наблюдения, обведенные в овалы.

 

Сначала наливаем __________________.

Теперь нужно измерить ___________________.

Так как есть _____________, можно положить в ____________.

Подготовка к опыту закончена. Необходимо заметить ___________.

Без этого невозможно зафиксировать __________, когда ________ растворится в __________________.»

Выделенная фраза на мой взгляд непонятна детям.

 

После исправления этих мелких замечаний Ваши универсальные учебные материалы на мой взгляд можно успешно использовать на уроках окружающего мира.

 

А теперь советы «по гамбургскому счёту». Мы сами прошли путь от очень подробных подсказок к постоянному  самоограничению объёма текста. Дело в том, что обучающие задания по объёму текста весьма велики. А ведь рабочие листы для учеников выбирают обычно школьники, не очень хорошо читающие. Поэтому мы в своих последних универсальных учебных материалах стараемся сокращать размер заданий, даже обучающих. Применительно к вашим разработкам я бы посоветовал на будущее оставлять лишь самые необходимые подсказки, чтобы сократить объёмы текста обучающих заданий. Конечно, хорошо бы при этом не потерять всего арсенала помощи ученику, не очень сильному в этих вопросах. Мы пытаемся так действовать, но ещё не знаем способов решения таких проблем. Приглашаем Вас поучаствовать в этом поиске. Тем более, что Вы показали себя такими успешными разработчиками универсальных учебных материалов.

А.А. Вахрушев

0 голосов
ответил от (140 баллов)

Здравствуйте, предлагаем Вам ознакомиться с материалом по теме: "Природные зоны", разработанным в рамках проекта "Развивающее образование для всех. Универсальные учебные материалы." Данная разработка поможет учащимся 4-х классов научиться выделять факты и делать выводы по тексту. МБОУ "СШ №66", г.Иваново, учителя начальных классов Бедринская О.А., Муратова Е.Ю.. Трофимова С.В.  Скачать

оставил комментарий от (8.2k баллов)
Спасибо, коллеги! Очень хороший структурированный материал. Вопросы подводящего диалога логично "цепляются" друг за друга .Сможете это апробировать сейчас - в начале учебного года? Поделитесь , пожалуйста, впечатлениями, может быть фото исполнения задания детьми. Главные вопросы : 1) Способствует этот материал развитию умения, повышает эффективность? 2) Удобна такая форма на уроке? Не велик объем?
Учи легко — главный инструмент проекта «Развивающее образование для всех. Универсальные учебные материалы»

Похожие вопросы

...