+7 голосов
спросил от (9.9k баллов) в категории Проблемы обучения и их решение
Умение находить факты и делать выводы -  базовое на уроках истории, если мы говорим  не о заучивании, а о понимании материала . В ЕГЭ всё больше заданий, для выполнения которых, помимо знаний, требуется именно это умение. Многие учащиеся с такими заданиями не справляются.

1 Ответ

+6 голосов
ответил от (9.9k баллов)
редактировать от

Данилов Дмитрий Даимович

Очень удобно и эффективно учить ребят доказывать или опровергать какой-либо тезис. Классический пример: "Славяне создали государства до призвания варягов" или "Варяги-скандинавы участвовали в создании государства Русь". Что потребуется для доказательства или опровержения этих тезисов? Вспомнить признаки государства, а потом проанализировать текст о создании Руси - т.е. выбрать из него факты, совпадающие с признаками государства. Соединение признака с фактом и станет доказательством, которое надо сформулировать. Таким образом, школьникам надо дать два продуктивных задания: 1) Найти факты в тексте, 2) Сформулировать доказательства, соединив факты и признаки государства. Задача непростая! Многие с ней не справляются. Поэтому мы составляем задание по Образованию государства Русь на двух уровнях - "Мастер" без подсказок и "Ученик" - с обучающими подсказками  (Пройдите по ссылке, чтобы скачать). 

Апробация показала, что в среднем в классе 10-15% ребят с ходу готовы более- менее правильно выполнить такое задание на уровне "Мастер". Они работают индивидуально, а потом выступают как эксперты. Вот фрагменты такого задания, выполненные учеником-мастером (он таковым стал только к 6-му классу, в 5-м получалось заметно меньше): 

1) Таблица признаков и фактов - основа для построения доказательств: 

Надо пояснить, что признаки мы писали частично вместе, работая с текстом определения, а вот факты ученики-мастера искали полностью самостоятельно. Нетрудно заметить, что ученик "вытащил" из текста факты, которые свидетельствуют, как в пользу самостоятельного государственного строительства славян (например, вторая и четвертые строки - про правителей и сбор налогов - это цитаты-перевод из арабского источника), так и и в пользу участия варягов-скандинавов в этом процессе (например, первая строка - поход 882 года). При этом данный ученик не использовал наиболее яркие факты из текста - археологические находки скандинавских молоточков Тора на Рюриковом городище и пр. 

2) Формулировка доказательств для одного из двух тезисов (в данном случае - про роль варягов)

Обратите внимание, что второй аргумент здесь построен на сомнительном для данного тезиса факте - включение славян в дружину, свидетельствует скорее в пользу другого тезиса - о важнейшей роли славян в государственном строительстве. С другой стороны, в дружину то они включаются варяжскую, княжескую. Поэтом при проверке я лишь наполовину засчитал ему данный факт. 

С бОльшей же частью класса работа идёт через рабочий лист "Ученик". Начала подсказок мы читаем и делаем вместе, а дальше дети  уже могут действовать самостоятельно. Решают они эту сложную задачу на своем уровне, в своей зоне ближайшего развития. При этом прочитывают и осмысливают весь обязательный минимум информации по теме "Образование государства Русь".  

Очень интересны впечатления апробаторов не из числа авторов этого материала. Те, кто использовал этот материал на уроке, напишите, пожалуйста, свои комментарии! 

Полный набор подобных универсальных учебных материалов по целому модулю уроков можно найти в Сборнике "Учимся анализировать. История России. Домонгольская эпоха". 6 класс. Авторы: Д.Д.Данилов, С.В.Паршина.

  См. Сборник в каталоге издательства. Его можно использовать в сочетании с любым учебником и любой программой. Купить можно в Интернет-магазине "Школьная книга" (Санкт-Петербург).

© Д.Д.Данилов. 2017.

оставил комментарий от (7.9k баллов)
Методика работы изложена очень чётко, поэтапно, доступно. Удобно использовать готовый материал и разрабатывать другие темы по аналогии, готовясь к урокам.
Учи легко — главный инструмент проекта «Развивающее образование для всех. Универсальные учебные материалы»

Похожие вопросы

...