+5 голосов
спросил от (330 баллов) в категории Образовательные технологии
Обоснованность применения проблемного диалога на каждом уроке

2 Ответы

+3 голосов
ответил от (9.9k баллов)
редактировать от
Конечно, может!

По технологии Елены Леонидовны Мельниковой, проблемный вопрос может вводиться не "проблемно", а в виде готового продуктивного задания. В этом случае проблемный диалог используется уже при поиске ответа через открытие нового знания.

Другое дело, что в этом случае могут быть проблема с мотивацией: "А зачем нам искать ответ на вопрос, который мы не задавали?" Если их не возникает, то вполне работающий вариант.
оставил комментарий от (330 баллов)
Работаю с техникой проблемного диалога по истории  уже лет 10 и сделала такое наблюдение: Школьники 5-6-х классов с интересом участвуют в проблемном диалоге и формулировке основного вопроса. 7-8-е классы уже как будто "устают" от этой "процедуры", и включаются в проблемный диалог с охотой примерно к середине урока. А старшеклассников вообще сложно заставить участвовать в проблемном диалоге (исключение составляет предмет обществознание, но по нему у нас мало примеров разработанных проблем). В обществознании проблемы"создаем" сами.
оставил комментарий от (9.9k баллов)
Да, такой эффект тоже наблюдал. Ребята растут и устают от того, что становится привычным и однообразным. В прошлом году в 7-х классах вместо классической проблемной ситуации (противоречие между двумя фактами или мнениями) использовал прием Мельниковой "яркое пятно". Показывал картинку по теме с непонятным, загадочным содержанием, они пытались отгадать, что же здесь такое, почему он все туда смотрят, сжигают... И т.п. и из этого получался вопрос или цель.

А в обществознании у нас по каждой теме есть готовые проблемные ситуации в учебниках Школы 2100 - посмотрите на сайте 2100 в разделе эл.формы учебников - может пригодится. В магазин тоже хотим их выложить, но пока руки не доходят :(
+2 голосов
ответил от (3.2k баллов)

Я бы еще добавила, что проблемный диалог мы используем не на каждом уроке, а только на уроках открытия новых знаний.

На уроках закрепления, повторения, обобщения мы используем другие методы и приемы, которые нацелены на развитие умений и формирование навыков.

Учи легко — главный инструмент проекта «Развивающее образование для всех. Универсальные учебные материалы»

Похожие вопросы

...