Здесь мы публикуем краткое изложение технологии, составленное одним из её авторов. Более подробно познакомиться с этой технологией, посмотреть записи вебинаров вы можете на сайте Образовательной системы «Школа 2100»: www.school2100.com
Е. В. Бунеева
В Образовательной системе «Школа 2100» создана единая для всех уроков технология продуктивного чтения текстов, которая обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста читателем. Авторы технологии - доктор пед. наук Е.В.Бунеева, доктор пед. наук О.В.Чиндилова. Технология включает в себя 3 этапа работы с текстом и определённые приёмы работы на каждом из этапов.
I этап. Работа с текстом до чтения
Антиципация (прогнозирование предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения
Первичное самостоятельное чтение текста (про себя или вслух) в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Перечитывание текста: "медленное" повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.
© Е.В.Бунеева, 2005, 2017
Виды и приемы чтения © Из учебника "Русский язык" 10 класс, часть 1 (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, О.В.Чиндилова и др.),издательство "Баласс", 2010
ТПЧ деятельность учителя и ученика © Технологическая карта урока литературного чтения, построенного на основе технологии продуктивного чтения. Автор О.В.Чиндилова.