+15 голосов
спросил от (3.2k баллов) в категории Образовательные технологии
редактировать от

Здесь мы публикуем краткое изложение  технологии, составленное  одним из её авторов. Более подробно познакомиться с этой технологией, посмотреть записи вебинаров вы можете на сайте Образовательной системы «Школа 2100»: www.school2100.com

Е. В. Бунеева

В Образовательной системе «Школа 2100» создана  единая для всех уроков технология продуктивного  чтения текстов, которая обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста читателем. Авторы технологии - доктор пед. наук Е.В.Бунеева, доктор пед. наук О.В.Чиндилова. Технология включает в себя 3 этапа работы с текстом и определённые приёмы работы на каждом из этапов.

I этап. Работа с текстом до чтения

    Антиципация (прогнозирование предстоящего чтения).
    Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
    Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения

    Первичное самостоятельное  чтение текста (про себя или вслух)  в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
    Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
    Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
    Перечитывание текста: "медленное" повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение).
    Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
    Беседа по содержанию текста.
    Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
    Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
    Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

    Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
    Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
    Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
    Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
    Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.

© Е.В.Бунеева, 2005, 2017

Виды и приемы чтения © Из учебника "Русский язык" 10 класс, часть 1 (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, О.В.Чиндилова и др.),издательство "Баласс", 2010

ТПЧ деятельность учителя и ученика © Технологическая карта урока литературного чтения, построенного на основе технологии продуктивного чтения. Автор О.В.Чиндилова.

1 Ответ

+1 голос
ответил от (7.9k баллов)
Технология продуктивного чтения удобна тем, что её можно использовать при чтении любого текста. При этом этапы работы с текстом и приёмы анализа текста будут такими же, и ученик может переносить умения, которые он получил, например, на уроке литературного чтения, на чтение текстов по математике или окружающему миру. И тогда при выполнении любой проверочной работы, в которой нужно прочитать текст, ребёнок будет действовать осмысленно и правильно.
оставил комментарий от (100 баллов)
Здравствуйте! Я использую эту технологию на уроках литературного  чтения и она имеет свой результат.Дети читают более осмысленно,лучше понимают произведения.После изучения текста провожу тестовую работу на понимание прочитанного.Нужно не только читать ,но и  анализировать  их.
оставил комментарий от (180 баллов)
Здравствуйте, очень полезным был вебинар по продуктивному чтению. Теперь мы с учениками читаем тексты, используя технологию продуктивного чтения. Дети активно включаются в работу, они с большим удовольствием читают и разбирают тексты на уроках. К сожалению, я не работаю по программе "Школа 2100". У нас нет таких объемных текстов. Ребята работают в группах, потом делятся своими впечатлениями с другими группами. Такая работа очень увлекает ребят.
Учи легко — главный инструмент проекта «Развивающее образование для всех. Универсальные учебные материалы»

Похожие вопросы

+12 голосов
2 ответов 339 просмотров
+7 голосов
1 ответ 75 просмотров
...