+3 голосов
спросил от (480 баллов) в категории Проблемы обучения и их решение
Пересказ - это воспроизведение услышанного или прочитанного текста.Он способствует совершенствованию структуры речи, расширению словарного запаса, развитию памяти, внимания и творческих способностей.

На первый взгляд в нем нет ничего сложного. Большинство детей любят и умеют пересказывать содержание мультфильмов, сказок, рассказов.

Но при этом они не всегда могут изложить верную последовательность различных действий, передать логику событий, а значит, правильному пересказу все же приходиться учиться.

6 Ответы

+1 голос
ответил от (160 баллов)
Чаще всего ребенок не может пересказать потому, что не понял содержания прочитанного текста. Попробуйте пересказывать текст по 1 предложению. Прочитал первое предложение - пересказал его, прочитал второе предложение - пересказал его и так далее. Когда ребенок дочитает до конца текста он сможет пересказать текст по пересказанным уже предложениям! И главное: не давайте сразу длинные тексты, начните с небольших.
оставил комментарий от (100 баллов)
Интересует пересказ именно научного текста.Хотя и этот "прием по одному предложению" тоже хорош.Но может быть есть какие-то особенности при пересказе научного текста.Может быть использовать план к тексту, или составить таблицу, или выделить опорные слова???Есть ли что-нибудь новенькое?
0 голосов
ответил от (900 баллов)
Сначала важно  научить малыша пересказывать короткие сказки и  рассказы. Он пересказывает знакомые сказки с несложным сюжетом. При этом вырабатывается умение слушать сказку, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему.
+1 голос
ответил от (260 баллов)
С рождения учим детей воспроизводить услышанное. Затем учим воспроизводить маленькие стишки, сказки с  простым сюжетом. Таким оброзом расширяется словарный запас ребенка. Учится воспроизводить увиденное, точно  отвечать на вопросы. Прчитав небольшие тексты по наводящим вопросам передать содержание.
+1 голос
ответил от (210 баллов)
Часто ребенок не умеет и не хочет пересказывать текст в виду того,что не понимает смысла прочитанного,так как имеет маленький словарный запас.В этом случае важно подробно разобрать прочитанное,задать ребенку наводящие вопросы,составить устный план,сначала по наводящим вопросам пересказать,а потом уже дать ребенку самостоятельно пересказать текст.
0 голосов
ответил от (920 баллов)
Замечательный вопрос! Большая проблема детей, что читать-то читают и очень хорошо, а понять не могут. Спасибо!
0 голосов
ответил от (1.1k баллов)
1. Если ребёнок имеет трудности с пересказом текста, то нужно подключить родителей в решение этой проблемы. Родителям нужно больше разговаривать с ребёнком, просить рассказать о чем-нибудь: о прогулке с другом, о школьных делах, о любимых животных, о приключениях, которые произошли на его глазах, о прочитанном рассказе и др. По ходу разговора нужно исправлять речевые ошибки ребёнка.

2. По методу "снежного кома" ученика просим  сначала донести смысл прочитанного предложения, абзаца, небольшого текста из 2-3 предложений, постепенно увеличиваем объём и сложность текста.

3. Если ребёнку тяжело воспринимать прочитанный самостоятельно текст, то взрослый предлагает ему прослушать его.

4. Помогут при запоминании текста "пиктограммы". Ребёнок, прослушивая или прочитывая текст, рисует к его содержанию несколько простейших иллюстраций или символов, которые помогут ему в последствии изложить материал последовательно и подробно.
оставил комментарий от (2k баллов)
А можно так обучить пересказу: первичное чтение текста без установки на пересказ; второе чтение текста с установкой на запоминание; беседа по содержанию(вопросы заранее продумываются); работа над текстом; рассматривание картинок и иллюстраций, выстраивание их в логической последовательности; выделение, проговаривание, выборочное чтение фрагментов текста; лексико-грамматические упражнения (замена слов на синонимы, образование родственных слов, словоизменение, распространение предложений); третье чтение текста (расставление смысловых акцентов, деление текста на части); составление плана пересказа( предлагается готовый план или составляется коллективно в классе); пересказ.
Учи легко — главный инструмент проекта «Развивающее образование для всех. Универсальные учебные материалы»

Похожие вопросы

...