Если долго практиковаться в подводящем диалоге, он начинает выстраиваться сам прямо по ходу общения. Однако на начальном этапе все указанные проблемы реально существуют. Чтобы их преодолеть, предлагаю несколько советов:
1. Для наиболее важных эпизодов уроков прописывайте подводящий диалог заранее - в конспекте, на листочке или прямо на слайде презентации к уроку.
2. Формулируйте каждый вопрос подводящего диалога в виде простого теста, чтобы можно было дать два варианта ответа: "да" или "нет", "справа" или "слева", "черное" или "белое" и т.п. Так, чтобы только один ответ логически было очевиден как правильный.
3. Каждый последующий вопрос должен "цепляться" за предыдущий.
4. Если затрудняетесь со всей цепочкой вопросов, то начните с конца, с того, к чему вы хотите логически привести детей.
5. Записав всю цепочку, пройдитесь по ней и постарайтесь удалить лишние элементы. В стандартном подводящем диалоге обычно содержится 3-5 вопросов (хотя может быть и больше).
Вот пример короткого диалога , подводящего к проблемному вопросу: "Почему природа России в одно и то же время такая разная?" (Окружающий мир, тема "Природные зоны"). В нём над картинкой задан вопрос побуждающего диалога, а под картинками - цепочка вопросов подводящего диалога. Варианты ответов даны в скобках. На последнем шаге надо вписать в сам вопрос недостающие ключевые слова.
Д.Д.Данилов