+5 голосов
спросил от (10.3k баллов) в категории Образовательные технологии
На уроках, когда ни на что не хватает времени, учителю проще и быстрее ответить за ребенка, чем подвести его к правильному ответу. Даже если мы понимаем, что обучение эффективнее, когда  ребёнок сам открывает знания и способы действий, мы иногда не знаем, как это сделать, и волей-неволей идём по пути наименьшего сопротивления.

Другая проблема - в ходе подводящего диалога задаём лишние вопросы, теряем время, возможно, уводим в сторону от главного. Как этого избежать? Как формулировать вопросы точно, кратко, выстраивая их в цепочку, которая ведет к желаемому результату - ответу детей?

(Вопрос сформулирован в ходе скайп-семинара с Методическим центром г. Иваново)

2 Ответы

+3 голосов
ответил от (10.3k баллов)

Если долго практиковаться в подводящем диалоге, он начинает выстраиваться сам прямо по ходу общения. Однако на начальном этапе все указанные проблемы реально существуют. Чтобы их преодолеть, предлагаю несколько советов: 

1. Для наиболее важных эпизодов уроков прописывайте подводящий диалог заранее - в конспекте, на листочке или прямо на слайде презентации к уроку.

2. Формулируйте каждый вопрос подводящего диалога в виде простого теста, чтобы можно было дать два варианта ответа: "да" или "нет", "справа" или "слева", "черное" или "белое" и т.п. Так, чтобы только один ответ логически было очевиден как правильный. 

3. Каждый последующий вопрос должен "цепляться" за предыдущий. 

4. Если затрудняетесь со всей цепочкой вопросов, то начните с конца,  с того, к чему вы хотите логически привести детей.

5.  Записав всю цепочку, пройдитесь по ней и постарайтесь удалить лишние элементы. В стандартном подводящем диалоге обычно содержится 3-5 вопросов (хотя может быть и больше). 

Вот пример короткого диалога , подводящего к проблемному вопросу: "Почему природа России в одно и то же время такая разная?" (Окружающий мир, тема "Природные зоны"). В нём над картинкой задан вопрос побуждающего диалога, а под картинками - цепочка вопросов подводящего диалога. Варианты ответов даны в скобках. На последнем шаге надо вписать в сам вопрос недостающие ключевые слова. 

Д.Д.Данилов

0 голосов
ответил от (870 баллов)
Спасибо за полезную информацию.
оставил комментарий от (170 баллов)
Это интересно для меня, спасибо!
Учи легко — главный инструмент проекта «Развивающее образование для всех. Универсальные учебные материалы»

Похожие вопросы

+13 голосов
2 ответов 377 просмотров
...