Запишу тот ответ, что я дал на самом семинаре, где этот вопросы был задан.
На мой взгляд, чтобы не отвлекались во время объяснения, надо ЗАМЕНИТЬ объяснение нового - продуктивными поисковыми заданиям по ОТКРЫТИЮ нового . Если перед этим мы создадим проблемные жизненные ситуации, из которых дети сами выведут эти самые продуктивные поисковые задания, то получим и понимание зачем это нужно в жизни (о чем справедливо уже написала Григорьева Наталья), и активное участие класса. (Подробнее - см. технологию проблемного диалога и алгоритмы решения продуктивных заданий). Конечно, мы не всех учеников "зацепим" этим приемом. Это зависит о качества наших проблемных жизненных ситуаций, их соотнесенности с реальным опытом наших учеников, их интересами. Однако внимательно работающих станет явно больше, чем тех, кто "слушает объяснения".