+3 голосов
спросил от (9.8k баллов) в категории Проблемы обучения и их решение
Для изучения истории поиск причин и следствий явлений и событий -  это ключевое умение. Оно же требуется для выполнения многих заданий ЕГЭ. Однако ученикам это умение даётся  с трудом. Они не могут выделить в процессе отдельные события, увидеть связи между ними, даже смысл слова "причина" не все могут внятно объяснить.

1 Ответ

+2 голосов
ответил от (9.8k баллов)

Чтобы научить искать причины событий на уроках истории, нужно несколько "простых" шагов. 

1. Наполнить эти уроки соответствующими продуктивными заданиям: "Почему маленькая Греция смогла победить огромную Персидскую державу?", "Почему Чингисхану удалось создать непобедимую империю?", "Почему Владимир Святославич, известный неоднозначными поступками  вошел в историю как "святой"?" и так далее. 

2. Эти задания не должны иметь готового ответа в тех текстах (презентациях, видео и т.п.), к которым они адресованы. Ученики должны быть поставлены в ситуации, когда им самим необходимо:

- выделить внутри процесса отдельные события (анализ)

- выбрать из них те, что как-то связаны с известным событием-следствием - тем, что указано в задании   (абстрагирование)

- установить эти связи между событиями - определить те из них (события-причины), что породили, повлияли на событие-следствие. 

- сформулировать это связь между событиями в виде причины - объяснения. 

3. Если ученики не могут сделать всех этих шагов самостоятельно, то их надо учить данным операциям шаг за шагом с помощью обучающих подсказок, подводящего диалога. 

Все это можно делать самостоятельно подбирая тексты, придумывая задания и подсказки. Для ваших детей только вы - их педагог - сможете придумать наиболее точно подходящие им инструменты. Однако если на все это нет времени, то можно выбирать из готовых инструментов. 

Часть из них представлены в Сборнике "Учимся анализировать. История России 6 класс. От Батыя до Ивана Великого", который выходит в издательстве Баласс в 2018 году. Вот ссылка на первый урок из этого сборника универсальных учебных материалов (подходящих при работе с любым учебником) - "Нашествие Батыя". 

В данном материале - два рабочих листа. Первый лист - Мастер - предполагает высокую степень самостоятельности учеников: 

Как показывает практика - ученики с удовольствием и активно выдвигают версии (в том числе смешные и безумные, но сначала принимаются все). Это становится хорошим стимулом для чтения текста - проверки версии. Те, что не продтвердились фактами - зачеркиваем. 

На обороте этого листа Мастер - текст, который надо преобразовать в факты-события, объясняющие, почему же Русь была покорена монголами. Вот начало этого текста: 

Второй лист данного универсального учебного материала - Ученик. Здесь тоже самое задание разбито на обучающие задания и каждое снабжено подсказками. Вот одно из заданий этого листа

 

Учи легко — главный инструмент проекта «Развивающее образование для всех. Универсальные учебные материалы»

Похожие вопросы

+2 голосов
1 ответ 60 просмотров
...