Чтобы научить искать причины событий на уроках истории, нужно несколько "простых" шагов.
1. Наполнить эти уроки соответствующими продуктивными заданиям: "Почему маленькая Греция смогла победить огромную Персидскую державу?", "Почему Чингисхану удалось создать непобедимую империю?", "Почему Владимир Святославич, известный неоднозначными поступками вошел в историю как "святой"?" и так далее.
2. Эти задания не должны иметь готового ответа в тех текстах (презентациях, видео и т.п.), к которым они адресованы. Ученики должны быть поставлены в ситуации, когда им самим необходимо:
- выделить внутри процесса отдельные события (анализ)
- выбрать из них те, что как-то связаны с известным событием-следствием - тем, что указано в задании (абстрагирование)
- установить эти связи между событиями - определить те из них (события-причины), что породили, повлияли на событие-следствие.
- сформулировать это связь между событиями в виде причины - объяснения.
3. Если ученики не могут сделать всех этих шагов самостоятельно, то их надо учить данным операциям шаг за шагом с помощью обучающих подсказок, подводящего диалога.
Все это можно делать самостоятельно подбирая тексты, придумывая задания и подсказки. Для ваших детей только вы - их педагог - сможете придумать наиболее точно подходящие им инструменты. Однако если на все это нет времени, то можно выбирать из готовых инструментов.
Часть из них представлены в Сборнике "Учимся анализировать. История России 6 класс. От Батыя до Ивана Великого", который выходит в издательстве Баласс в 2018 году. Вот ссылка на первый урок из этого сборника универсальных учебных материалов (подходящих при работе с любым учебником) - "Нашествие Батыя".
В данном материале - два рабочих листа. Первый лист - Мастер - предполагает высокую степень самостоятельности учеников:

Как показывает практика - ученики с удовольствием и активно выдвигают версии (в том числе смешные и безумные, но сначала принимаются все). Это становится хорошим стимулом для чтения текста - проверки версии. Те, что не продтвердились фактами - зачеркиваем.
На обороте этого листа Мастер - текст, который надо преобразовать в факты-события, объясняющие, почему же Русь была покорена монголами. Вот начало этого текста:

Второй лист данного универсального учебного материала - Ученик. Здесь тоже самое задание разбито на обучающие задания и каждое снабжено подсказками. Вот одно из заданий этого листа
