У нас был дан ранее ответ-совет от Екатерины Валерьевны Буневой (может он не вычитывается сразу): после анализа текста "... давать несколько формулировок и просить выбрать наиболее точную (не отличить правильную от неправильной, а именно найти наиболее точную). Посмотреть, как это делать, можно в тетрадях по литературному чтению и литературе (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева) - тетради в каталоге издательства "Баласс".
Это можно (и нужно для обучения) делать в любом классе, если дети не могут определить главную мысль хужодественного текста. Приведу некоторые примеры из тетради по литературному чтению 2 класс (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева)
1. А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"
Что хотел сказать автор этой сказки? Выбери наиболее точную формулировку, обведи.
1) Как здОрово поймать волшебную золотую рыбку!
2) Как плохо быть сварливым и жадным.
3) Если ты сварливый и жадный, ты потеряешь своё счастье.
2. П. Бажов. "Серебряное Копытце".
О чём сказ Бажова? Выбери самую точную формулировку.
а) Человек должен любить животных.
б) Очень важно быть скромным.
в) Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.
Проблем здесь, на мой взгляд, больше для учителей. Нужно найти время самим вычитать "что хотел этим текстом сказать автор?", подобрать несколько формулировок, подвести детей к пониманию главного во время анализа текста.