+3 голосов
спросил от (9.8k баллов) в категории Проблемы обучения и их решение
редактировать от

Подобный вопрос уже есть на сайте (см. здесь), но коллеги задавшие вопрос на семинаре в Северодвинске), поднимают новый аспект

Вместо главной мысли называют тему.

Начинают пересказывать содержание.

Вообще не понимают, что их спрашивают.

На уточняющий вопрос "Что хотел этим текстом сказать автор?" начинают пересказывать текст

(Вопрос задала Щамович Ольга Николаевна - учитель, г. Северодвинск)

2 Ответы

0 голосов
ответил от (2.7k баллов)
редактировать от
Подобный вопрос уже есть на сайте, и к нему даны ответы.

А вообще, учить определять тему текста и главную мысль надо начинать с 1-го класса, с обучения грамоте. А потом продолжать на уроках чтения и русского языка. Тогда к 4-му классу дети научатся определять и то, и другое.
оставил комментарий от (9.8k баллов)
Все верно, но коллеги на семинаре в Северодвинске, прочитав то, что у нас уже есть на сайте, настояли, что они поднимают тот аспект, который еще не отражен. И что учителю и детям, уже находящимся в 4-м классе, тоже надо как-то помочь
+1 голос
ответил от (3.2k баллов)

У нас был дан ранее ответ-совет от Екатерины Валерьевны Буневой (может он не вычитывается сразу): после анализа текста "... давать несколько формулировок и просить выбрать наиболее точную (не отличить правильную от неправильной, а именно найти наиболее точную). Посмотреть, как это делать, можно в тетрадях по литературному чтению и литературе (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева) - тетради в каталоге издательства "Баласс".

Это можно (и нужно для обучения) делать в любом классе, если дети не могут определить главную мысль хужодественного текста. Приведу некоторые примеры из тетради по литературному чтению 2 класс (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева)

1. А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

Что хотел сказать автор этой сказки? Выбери наиболее точную формулировку, обведи.

1) Как здОрово поймать волшебную золотую рыбку!

2) Как плохо быть сварливым и жадным.

3) Если ты сварливый и жадный, ты потеряешь своё счастье.

2. П. Бажов. "Серебряное Копытце".

О чём сказ Бажова? Выбери самую точную формулировку.

а) Человек должен любить животных.

б) Очень важно быть скромным.

в) Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.

Проблем здесь, на мой взгляд, больше для учителей. Нужно найти время самим вычитать "что хотел этим текстом сказать автор?", подобрать несколько формулировок, подвести детей к пониманию главного во время анализа текста.

Учи легко — главный инструмент проекта «Развивающее образование для всех. Универсальные учебные материалы»

Похожие вопросы

...