+2 голосов
спросил от (9.9k баллов) в категории Проблемы обучения и их решение
Дети выхватывают из задачи только числа и математические действия (сложение, вычитание), но при этом не понимают, что конкретно они ищут в ходе математических действий. Поэтому и не могут это пояснить при решении.

Задача

В 3 тетрадях 90 листов. Сколько тетрадей можно сделать из 75 листов. (3 класс)

- Понимают, что 1-м действием надо 90 разделить на 3. На вопрос, что нашли они не всегда понимают - листов или тетрадей.

- или не пишут листов в ОДНОЙ тетради.

После этого они и не могут вывести второе действие!

(Чуксина Софья Евгеньевна г.Ижевск)

1 Ответ

0 голосов
ответил от (2k баллов)
выбран от
 
Лучший ответ
Каждый вид задач имеет свои, индивидуальные дидактические и методические особенности. Обязанность учителя- научить учеников различать их существующие виды и приемы для правильного решения. Как научить ребенка самостоятельно решать задачи? А чтобы научить решать задачи, нужно научить детей формулировать пояснения к действиям по ходу решения задачи.

В начальных классах надо в обязательном порядке научить ребенка четко выделять в решаемых задачах, где условие задания и в чем заключается вопрос.При этом условием считается то, что известно заранее, а вопросом, соответственно, то, что необходимо найти. Далее в данном условии необходимо выделить главные слова. Зачастую ими являются какие-либо действия, например, было, купили, взяли и прочее. Иногда главными словами являются люди. В этой части обучения надо проследить, чтобы ребенок мысленно представил картинку, о чем идет речь в заданной задаче. Далее необходимо помочь ребенку разобраться в смысле находящихся в условии данной задачи слов.Он должен различать, какие слова указывают именно на сложение(например, купили, стало или было, всего), какие-на вычитание (забрали, отдали, отлили, на сколько меньше) и какие-на деление (раздать, поделить, во сколько раз). Когда ребенок нашел как условие, так и нужный вопрос решаемого задания, пусть подумает, необходимо ответить на него или надо еще что-либо узнать по данному условию. Таким образом, можно найти промежуточные вопросы данной задачи, количество вопросов и действий.Далее обсуждаем, при помощи какого именно математического действия нужно ответить в задаче на данные вопросы и составляем план решения. В ходе анализа ребенок объяснит, почему использовал выбранные математические действия.
оставил комментарий от (9.9k баллов)

Замечательный алгоритм, уважаемая Светлана! 

Частично он совпадает с тем, который мы прописывали в УУМах задач на движение (см. здесь), но детализирует именно те аспекты, про которые задан данный вопрос - выбор слов условия, дополнительных вопросов, определение действий. Было бы замечательно, если бы вы нашли время и желание взять наш алгоритм и дополнить его своими шагами и прописать это на примере конкретной задачи (может быть той, что названа в вопросе). 

Учи легко — главный инструмент проекта «Развивающее образование для всех. Универсальные учебные материалы»

Похожие вопросы

...