+2 голосов
спросил от (1.2k баллов) в категории Проблемы обучения и их решение
Ученики 9 класса не всегда могут находить предложение-вывод и подтверждения к нему.

1 Ответ

+1 голос
ответил от (9.8k баллов)
редактировать от

На мой взгляд, требуется пример задания. Слишком широко сформулирована проблема. В общем виде на эту тему есть ответы здесь и здесь. Уточнено - это задание 32 из ОГЭ по истории. 

Формулировка: Во втором абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где содержится вывод, подтверждения которого приводятся в дальнейшем тексте. Выпишите не менее двух подтверждений указанного вывода.

Текст (только 2-й абзац, по первому понятно, что это Екатерина II): "После своего прихода к власти она вступила в переписку с видными французскими философами. Общение с ними существенно сказалось на её личности, а многие усвоенные ею идеи вошли в её программу преобразований, превратились в законы. Вместе с тем она оставалась самодержицей, ничем не ограниченной в своей власти. И первые реформы новой императрицы усилили эту власть ещё больше. Сенат был преобразован. Он лишился законодательной основы. В Украине ликвидировано гетманство, что укрепило империю. Кроме того, церковные земли отошли к государству, а почти миллион монастырских крестьян стали государственными. Церковь окончательно утратила экономические и нравственные рычаги влияния на политику"

Какие советы можно дать по выполнению этого задания? Надо научиться задавать самому себе подсказки по по алгоритму решения продуктивного задания. Вот так:  

1. Что надо сделать? ("искомое"). Надо найти в тексте "вывод", который "подтверждается в дальнейшем тексте". Что такое вывод? Это обобщение несколько фактов, новая мысль полученная из них. Значит, надо искать предложение, которое обобщает те факты (единичные достоверные знания), что написаны после него. 

2. Поиск информации (что "дано"). Определим для каждого предложения (нумерую их) - там излагается факт (единичное детальное знание) или вывод (обобщение фактов в новую мысль)? 

"(1) После своего прихода к власти она вступила в переписку с видными французскими философами (Факт или обобщение? Факт!)(2) Общение с ними существенно сказалось на её личности, а многие усвоенные ею идеи вошли в её программу преобразований, превратились в законы. (Факт или вывод? А здесь вывод-обобщение, т.к. деталей - имен, названий, дат нет)(3) Вместе с тем она оставалась самодержицей, ничем не ограниченной в своей власти. (Факт или вывод? Опять вывод! Деталей нет!) (4) И первые реформы новой императрицы усилили эту власть ещё больше. (Факт или вывод? Вывод! Это продолжение предыдущего) (5Сенат был преобразован. (6Он лишился законодательной основы. (в 5-6 - факт или вывод? А здесь уже детали: Сенат, законодательная основа! Значит, факт!) (7В Украине ликвидировано гетманство (Факт!), что укрепило империю. (8Кроме того, церковные земли отошли к государству (Факт!), а почти миллион монастырских крестьян стали государственными (Факт!)(9)  Церковь окончательно утратила экономические и нравственные рычаги влияния на политику. (Скорее вывод, т.к. деталей нет!) 

 3. Преобразование информации: от "дано" к "искомому". 

- Итак, во 2-й половине абзаца - много фактов. 

- А перед ними два разных вывода: 

в предложениях 1-2 - про то, что "идеи французских философов вошли в программу преобразований", 

в предложения 3-4 - про то, что "оставалась самодержицей и первые реформы усилили ее власть". 

- Сравним эти выводы с фактами после них. Сенат лишили законодательной основы, ликвидировали гетманство, земли церкви к государству, что лишило церковь влияния на политику. Это все про идеи просветителей (равенство, общественный договор) или про укрепление самодержавной власти? Власть явно укрепляется, избавляется от ограничений со стороны Сената, гетмана, церкви. 

- Значит, вывод, подтверждаемый в абзаце фактами - это про укрепление самодержавия. 

4. Формулируем ответ: 

 Вывод: "она оставалась самодержицей, ничем не ограниченной в своей власти. И первые реформы новой императрицы усилили эту власть ещё больше. 

Подтверждение: 

1 Сенат был преобразован. Он лишился законодательной основы. 

2. В Украине ликвидировано гетманство, что укрепило империю.

оставил комментарий от (1.2k баллов)
Спасибо. Это задание 32 (ОГЭ по истории).
Учи легко — главный инструмент проекта «Развивающее образование для всех. Универсальные учебные материалы»

Похожие вопросы

...