Данилов Дмитрий Даимович
Даты - главные факты в курсе истории. Это и основной "хлеб" для начала работы историка, и главная "боль и страх" для человека, которому велели эту историю выучить. Само по себе знание дат вовсе не означает знание и понимание истории. Однако их проще всего проверить , поэтому все диагностики от ВПР до ЕГЭ насыщенны тестами по датам.
Почему дети их не запоминают? На мой взгляд, есть три главные причины. 1. Дат много, и они пугают. 2. Детям непонятно, зачем помнить даты , как это пригодится в жизни. 3. Неясны приёмы и не даны инструменты для запоминания дат. Значит, для запоминания дат надо устранить каждую из этих причин. В нашей (авторов "Школы 2100") практике были выработаны такие подходы.
1. Чтобы даты не пугали, рекомендуем четко указать, какие именно даты надо запомнить (выделенные на странице хронологической таблицы по теме-главе) и существенно ограничить число дат, которые надо запомнить на "хорошо" (на "4"). Для начала - 3-4 по теме в 7-10 уроков в 5 классе. Потом - больше.
2. Чтобы было понятно, зачем помнить даты, недостаточно ответа: "А то два поставлю!"
. Это работает, но кратковременно. Мотив внешний, с жизнью для ученика не связан. Зачем это нужно в жизни - вопрос из серии "Зачем мне эта ваша история, если я программистом собираюсь быть". Вопрос важнейший, но его надо рассматривать отдельно. Непосредственно с датами чуть-чуть могут сработать два ответа:
- Когда ты понимаешь , как устроен мир вокруг, как он менялся и стал таким , каким мы его знаем, тебе проще выбирать поступки и не совершать ошибок. Человек , в чьем кругозоре и памяти есть основные вехи истории страны и мира (как давно мы используем хлеб, колесо, железную дорогу, компьютер; когда и кем был построен Кремль и Санкт-Петербург), лучше ориентируется в дне сегодняшнем.
- Запоминание дат - это тренировка памяти, своего рода "таблица умножения в истории" , без которой нельзя решать более важные и сложные задачи и ответить на вопросы: Почему было именно так? Для чего? Чем можно гордиться, а чего стыдиться?
Поэтому знание дат надо спрашивать (в т.ч. на контрольных) не само по себе , а в ходе выполнения продуктивных заданий, систематизирующих и объясняющих связи фактов. Вот здесь - пример, как может выглядеть такое задание из контрольной работы для 6-го класса.

3. Как удобнее запоминать? Вообще-то существует целая наука , описывающая мнемонические приёмы, то есть приёмы запоминания. В Википедии есть вполне толковая статья об этом (см.здесь).
Повторю оттуда только три главные мысли:
- "слова с неизвестным , абстрактным значением большинству людей запомнить сложно. Если их "зазубрить", то это вывалится из памяти через несколько дней";
- "для прочного и лёгкого запоминания надо наполнить слово содержанием, чем-то , что связано с яркими зрительными, звуковыми образами, сильными ощущениями";
- " неверное применение мнемонических приемов может навредить, если заменить логическое запоминание механическим зазубриванием", выдумывание кодов и образов там, где они есть в самом содержании. .........
Все это в практике работы с учениками превращается , например, в такие приемы и инструменты:
- запоминаемая дата-событие в тексте на уроке должна быть представлена через яркий, цепляющий, может быть, даже провокативный образ. Например, историко-культурный стандарт объявляет одной из обязательных для запоминания дат - 1068 год.
Вот как сведения о нём могут быть приведены в любой хронологической таблице:
"1068 г. - поражение братьев Ярославичей от половцев".
А вот как то же самое событие может быть подано в сопоставимом объеме (4 строки одностраничного текста к уроку "Начало Распада Руси") - Сборник "Учимся анализировать История России. Домонгольская эпоха".
"В 1068 году половцы – кочевой народ – напали на пограничные со степью русские города. Объединённое войско Ярославичей было разбито, князья бежали. Киевляне подняли восстание против неудачливого Изяслава и изгнали его. По решению веча они освободили из тюрьмы родственника Ярославичей – Всеслава Полоцкого – и избрали его своим князем. Единство страны было нарушено.".
- на уроках повторения и обобщения должны быть ленты времени, образы-картинки и задания , требующие систематизировать даты-события, установить связи между ними, наполнить их смыслом, обобщающим целые процессы. Вот пример того, как это может быть сделано (см. в файле "Подготовка к КР "Древняя Русь" - задание 1)
Тогда даты запоминаются явно лучше :)
© Данилов Д.Д. 2018.