+17 голосов
спросил от (9.9k баллов) в категории Проблемы обучения и их решение
редактировать от

Вопрос касается любых текстов

Вопрос задан на семинаре учителей. Автор вопроса - Сурина Тамара Ивановна. г.Балашов

4 Ответы

+8 голосов
ответил от (9.9k баллов)

Данилов Дмитрий Даимович 

Скажу сразу, готового решения у меня нет. Но есть несколько практических советов, которые мы выработали, создавая сборники "Учимся читать и понимать тексты" - Окружающий мир "История отечества" и "Природные зоны". Там в каждом уроке есть задания на определение главной мысли текста.

Опишу процедуру поиска главной мысли как учебную, то есть в ходе обучения этому детей. 

1. ДО ЧТЕНИЯ предложите детям прочитать первое и последнее предложение (в текстах больше 1-2 страниц - первый и последний абзац). Попросите предположить, о чем может быть текст с таким сочетанием названия, первого и последнего предложений. Это будет ещё не главная мысль, но размышления, приближающие к ней . 

2. ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ изучите с детьми текст , работая на ту учебную цель, ради которой вы этот текст выбрали. При этом важно обращать внимание не только на то, что сказано в тексте прямо, но и то, что между строк, в подтексте. 

3. ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ. 

- Вспомните, что вы предполагали о содержании текста до чтения

- Что из этого подтвердилось , а что не подтвердилось?

- Ещё раз перечитайте первое и последнее предложение.

- Опираясь на все выше сказанное, представьте, ради чего автор писал это текст, что хотел сказать нам? 

- Сверьте с названием, первым и последним предложениями. Ничто в них не противоречит вашему пониманию? Если нет, то это и есть главная мысль текста для вас - его читателя. 

Более подробно и точно смогут ответить наши филологи.

 © Д.Д.Данилов, 2018.

оставил комментарий от (1.9k баллов)

Спасибо за описание процедуры поиска главной мысли, хотелось бы увидеть любой пример работы с текстом. 

оставил комментарий от (9.9k баллов)

Пока у нас нет подробно прописанного варианта работы с текстом, нацеленного на вычитывание главной мысли. Вот ссылка на универсальные учебные материалы к  уроку "Знаменитые люди России", где на стр. 13 есть пример работы с текстом ДО ЧТЕНИЯ, а на стр. 17 есть задание обучающее поиску главной мысли  ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ: Скачать  

Аналогичны устроены все уроки этого сборника "Учимся читать и понимать тексты. Окружающий мир. История Отечества. 3-4 класс"  и такого же сборника "Природные зоны" (ссылка на них в каталоге издательства Баласс)

оставил комментарий от (340 баллов)
Спасибо! У меня срабатывает !!!!!
оставил комментарий от (9.9k баллов)
Очень , очень рад!

А можете привести пример из урока? Такой+то класс, такой-то текст, задавала такие вопросы, дети отвечали так-то. Только самое важное, в 5-8 предложениях. Это очень важно как иллюстрация апробации данного приема. А если используете наш сборник , то апробация его!
оставил комментарий от (1.2k баллов)
Спасибо. Наш учитель-филолог учил действовать так же: главная мысль очень часто содержится в первом или последнем предложении абзаца текста!
+6 голосов
ответил от (7.9k баллов)

Бунеева Екатерина Валерьевна

Дело в том, что не у каждого текста можно и нужно определять главную мысль.

Поясню.

Если текст художественный, например, рассказ, главная мысль, как правило, а нем прямо не сформулирована, её должен понять и сформулировать читатель. Причём  это чаще всего не одна мысль, а несколько - основные смыслы текста, концептуальная информация. В таком случае учить формулировать  их нужно прямо с 1-го класса. Самый эффективный приём - давать несколько формулировок и просить выбрать наиболее точную (не отличить правильную от неправильной, а именно найти наиболее точную). Посмотреть, как это делать, можно в тетрадях по литературному чтению и литературе (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева) - тетради в каталоге издательства "Баласс".

Сейчас подготовлен новый сборник универсальных учебных материалов "Учимся читать и понимать текст. Литературное чтение." 1 класс, где как раз есть специальные обучающие задания на развитие умения определять главную мысль текста. Этот сборник выйдет в апреле 2018г.

Если же текст учебный, в нем, как правило, содержится определённая информация по теме, причём в готовом виде. В таких текстах есть и подтекстовая информация, но главной мысли как таковой нет. В таких текстах нужно уметь отделять основную информацию от второстепенной. Главная - та, ради которой текст написан, а второстепенная - это та, которая ее только поясняет. Упражнения на разграничение такой информации есть в сборнике УУМ "Учимся читать и понимать тексты. Русский язык" 3-4 классы(авторы Е.В.Бунеева, Н.А.Исаева).

Примеры таких заданий

оставил комментарий от (9.9k баллов)
редактировать от
Екатерина Валерьевна! А можно к вашему ответу приложить пример из нового сборника 1 класса?

И, на мой взгляд, в познавательных текстах главная мысль вполне может быть, и может быть точно так же, как в художественных,  не сформулирована в готовом виде. Разве нет?
оставил комментарий от (7.9k баллов)

Да, конечно. И в учебно-научном тексте может быть сформулирована главная мысль, в том числе в неявном виде. Вот пример таких заданий на развитие умения определять главную мысль ( на материале текстов из учебника "Русский язык" 5 класс). Автор задания Е.В.Бунеева.

Трудность для учителя состоит в том, чтобы сначала самому грамотно прочесть текст и понять его содержание. Затем надо определить, есть ли в тексте главная мысль и как она выражена или текстовая информация состоит из основной и второстепенной. В зависимости от этого и нужно строить работу.

оставил комментарий от (7.9k баллов)
Да, я добавила примеры заданий.
оставил комментарий от (100 баллов)
Здравствуйте!Я полностью согласна с коллегой.Учитель должен сам изучить текст,а потом строить работу
+3 голосов
ответил от (7.9k баллов)

Е. В. Бунеева

Развитию умения определять главную мысль текста должна предшествовать большая предварительная работа, которая проводится в 1 классе в букварный период и на уроках литературного чтения. Смысл этой работы в том, что нужно последовательно учить детей пониманию на уровне слова, на уровне предложения и на уровне текста. Как  это можно делать, мы показываем в новом сборнике универсальных учебных материалов "Учимся читать и понимать текст. Литературное чтение",  1 класс (авторы Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, И.В.Кузнецова). Сборник вышел в издательстве "Баласс"в марте 2018 года.

Посмотреть содержание сборника, виды заданий и понять логику работы можно здесь:

Содержание сборника "Учимся читать и понимать текст. Литературное чтение", 1 класс 

Комментарий для педагогов, родителей и репетиторов

Учимся задавать вопросы к предложению

Учимся вычитывать подтекстовую информацию

Учимся выбирать заглавие

Вводим технологию продуктивного чтения, ведём диалог с автором, формулируем главную мысль текста

Найти новый сборник можно в каталоге издательства "Баласс": school2100.com

оставил комментарий от (1.1k баллов)
Спасибо! Очень хорошие упражнения. На индивидуальном занятии ребёнок с удовольствием включался в работу. Особенно его заинтересовали задания на постановку вопросов.
оставил комментарий от (7.9k баллов)
Оксана, спасибо большое! Очень рада, что сборник оказался полезным. Конечно, для индивидуальной работы эти задания особенно эффективны.
оставил комментарий от (140 баллов)
Спасибо огромное! Использую на уроках эти задания. Дети быстрее включаются в работу, им интересно.
0 голосов
ответил от (140 баллов)
Учи легко — главный инструмент проекта «Развивающее образование для всех. Универсальные учебные материалы»

Похожие вопросы

...