Данилов Дмитрий Даимович
Скажу сразу, готового решения у меня нет. Но есть несколько практических советов, которые мы выработали, создавая сборники "Учимся читать и понимать тексты" - Окружающий мир "История отечества" и "Природные зоны". Там в каждом уроке есть задания на определение главной мысли текста.
Опишу процедуру поиска главной мысли как учебную, то есть в ходе обучения этому детей.
1. ДО ЧТЕНИЯ предложите детям прочитать первое и последнее предложение (в текстах больше 1-2 страниц - первый и последний абзац). Попросите предположить, о чем может быть текст с таким сочетанием названия, первого и последнего предложений. Это будет ещё не главная мысль, но размышления, приближающие к ней .
2. ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ изучите с детьми текст , работая на ту учебную цель, ради которой вы этот текст выбрали. При этом важно обращать внимание не только на то, что сказано в тексте прямо, но и то, что между строк, в подтексте.
3. ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ.
- Вспомните, что вы предполагали о содержании текста до чтения
- Что из этого подтвердилось , а что не подтвердилось?
- Ещё раз перечитайте первое и последнее предложение.
- Опираясь на все выше сказанное, представьте, ради чего автор писал это текст, что хотел сказать нам?
- Сверьте с названием, первым и последним предложениями. Ничто в них не противоречит вашему пониманию? Если нет, то это и есть главная мысль текста для вас - его читателя.
Более подробно и точно смогут ответить наши филологи.
© Д.Д.Данилов, 2018.