Что такое изложение? Это вид речевого упражнения - письменный пересказ текста. Чтобы ему научить, нужно начать с устного пересказа, а в качестве предварительного письменного упражнения использовать свободный диктант. Что такое свободный диктант? Это чудо-упражнение! Оно сочетает в себе изложение, диктант и письмо по памяти. Начинать можно уже в конце 2-го класса, а в 3-м рекомендуется проводить его как можно чаще. Это очень эффективное комплексное обучающее упражнение (не контроль, а именно обучение!).
Как провести свободный диктант?
1.Надо для первого раза выбрать текст из двух абзацев, в каждом абзаце не больше трёх коротких предложений. В предложениях должны быть слова с изученными орфограммами, тогда это будет и упражнение в правописании.
2. Учитель первый раз читает текст вслух целиком.
3. Учитель читает 1-й абзац целиком один раз. Дети записывают, как запомнили.
4. Учитель читает 2-й абзац целиком один раз. Дети записывают, как запомнили.
То есть, учитель диктует, но не по предложениям, а по абзацам, а дети записывают, как запомнили, - излагают содержание абзаца. А поскольку абзац короткий, получается почти письмо по памяти.
Очень важно проверять эти работы, чтобы увидеть типичные ошибки, трудности. На этом же или на следующем уроке нужно проанализировать результат: показать несколько вариантов изложения и проанализировать их плюсы и минусы.
Найти методику и материал для проведения первых свободных диктантов и изложений можно в нашем учебнике "Русский язык" 2 класс и методическом пособии к нему. Продолжение работы - в учебнике для 3 класса.
© Е.В.Бунеева
Как писать свободный диктант с учениками, можно посмотреть в учебнике "Русский язык" 2 класс. (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина), ссылка дана на учебник в каталоге издательства "Баласс", там учебник доступен и в электронном виде.