+3 голосов
спросил от (10.1k баллов) в категории Проблемы обучения и их решение
редактировать от
Не могут прочитать легенду. Не могут определить время (эпоху), найти на карте объекты.

(Вопрос задан в ходе семинара учителей истории города Балашова. Уважаемый автор вопроса! Напишите, пожалуйста, в комментарии, как вас зовут, чтобы мы могли указать ваше авторство.)

1 Ответ

+5 голосов
ответил от (10.1k баллов)
редактировать от

Данилов Дмитрий Даимович 

Карта - это тот же текст, только несплошной. Соответственно, в ней также можно выделить:

- фактуальную информацию - то, что сказано (изображено) прямо, в явном виде: "на синей ленте с надписью Волга стоит кружок с надписью Тверь".

- подтекстовую информацию - то, что сообщено в неявном виде, требует расшифровки, вывода: " на реке Волга стоит город Тверь". 

Основа для расшифровки - легенда, язык условных знаков, вроде знаков математических формул.

Если карта - текст, то и работать с ней можно по технологии продуктивного чтения (подробнее о ней написано в другом вопрос - щелкните, чтобы просмотреть). Здесь же кратко перенесем технологию на работу с картой: 

ДО ЧТЕНИЯ 

- Есть название карты? Указано время?

- Есть условные знаки? Какие?

- Зачем мне нужна эта карта? Чтобы выполнить задание. Какое? Что нужно найти? Как это может выглядеть на карте? Стрелки, надписи, границы? 

ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ

Здесь как раз нужны продуктивные задания на извлечение из карты информации. Например, такие : "Назови греческие полисы, возникшие в VIII в.до н.э." , "Перечисли русские города, захваченные Батыем в походе 1237-1238 гг."  и т.д. 

Почему эти задания продуктивные? В чем их сложность? 

Они требуют от ученика определённых последовательных действий:

1. Осмыслить задание. Что нужно  найти на карте, какую информацию извлечь?

2. Найти информацию:

- произвести анализ фактов на карте, 

- перевести их с языка условных знаков на обычный. 

3. Преобразовать информацию:

-  отобрать те факты, что относятся к вопросу,

- сделать вывод - какие же именно города...

4. Сформулировать ответ.

На каждом из этих шагов может быть ошибка. Каждой из этих операций надо учить , задавая подсказки к каждому действию в виде подводящего диалога. 

Например, задание к карте "Батыево нашествие": Перечисли русские города, захваченные Батыем в походе 1237-1238 гг.

 

Подводящий диалог, обучающий читать карту, извлекать из неё информацию и преобразовывать в ответ

- Как обозначен поход Батыя на карте? (Черные стрелки)

- Где начинаются стрелки с надписью 1237 год. (В землях половцев)

- Как на карте обозначены русские княжества? (Красная пунктирная граница) 

- В какое из этих княжеств первым приходят черные стрелки? (Рязанское)

- Какой город на карте первым оказывается на пути стрелок? (Рязань). 

- Значит, в ответе первым городом в списке будет ... (Рязань. )

После того, как вся эта процедура пройдена вместе, можно требовать от детей начала индивидуальной работы. Для многих все равно с подсказками, но постепенно увеличивая долю самостоятельности. 

Вот так можно научить работать с картой.

© Данилов Д.Д. 2018 г.

Учи легко — главный инструмент проекта «Развивающее образование для всех. Универсальные учебные материалы»

Похожие вопросы

+4 голосов
2 ответов 105 просмотров
...