Есть простой и эффективный приём. Когда вам нужно, чтобы ребёнок определил падеж имени существительного в словосочетании или предложении, нужно задавать падежные вопросы. Если нужно определить, каким членом предложения является имя существительное, к нему надо задавать два вопроса: падежный и смысловой. Или три, если смысловых вопросов два.
Рассмотрим на примере.
На столе, на полу, на подоконнике - везде лежали книги и журналы.
Определяем падеж имен существительных. Что? Книги, что? журналы. Именительный. Лежали на чём? На столе, на чем? на полу, на чём? на подоконнике - предложный падеж.
Если разбираем по членам предложения: О чем говорится в предложении? О книгах и журналах. Что? Книги, журналы. Это подлежащие, они стоят в И.п.........Лежали на чём? где? в каком месте? - на столе, на полу, на подоконнике - обстоятельства места. Вот это ключевой момент: вопрос где, в каком месте? больше помогает определить вид обстоятельства, чем на чём? Их нужно задавать все - и падежный, и смысловые. И так постоянно делать, чтобы выработался навык.
Обычно смысловые вопросы нужны, чтобы определить вид обстоятельства: где, в каком месте? когда, в какое время? как, каким образом? почему? по какой причине? Но соотносить падежный и смысловые вопросы приходится по сути только в случае, если у нас обстоятельство места, выраженное именем существительным.
Е. В. Бунеева