+9 голосов
спросил от (1.9k баллов) в категории Проблемы обучения и их решение
редактировать от
Как научить младших школьников правильно определять падежный вопрос и вопрос  к члену предложения?

1 Ответ

+7 голосов
ответил от (7.9k баллов)
выбран от
 
Лучший ответ

Есть простой и эффективный приём. Когда вам нужно, чтобы ребёнок определил падеж имени существительного в словосочетании или предложении, нужно задавать падежные вопросы. Если нужно определить, каким членом предложения является имя существительное, к нему надо задавать два вопроса: падежный и смысловой. Или три, если смысловых вопросов два.

Рассмотрим на примере.

На столе, на полу, на подоконнике - везде лежали книги и журналы.

Определяем падеж имен существительных. Что? Книги, что? журналы. Именительный. Лежали на чём? На столе, на чем? на полу, на чём? на подоконнике - предложный падеж.

Если разбираем по членам предложения: О чем говорится в предложении? О книгах и журналах. Что? Книги, журналы. Это подлежащие, они стоят в И.п.........Лежали на чём? где? в каком месте? -  на столе, на полу, на подоконнике - обстоятельства места. Вот это ключевой момент: вопрос где, в каком месте? больше помогает определить вид обстоятельства, чем на чём? Их нужно задавать все - и падежный, и смысловые. И так постоянно делать, чтобы выработался навык.

Обычно смысловые вопросы нужны, чтобы определить вид обстоятельства: где, в каком месте? когда, в какое время? как, каким образом? почему? по какой причине?  Но соотносить падежный и смысловые вопросы приходится по сути только в случае, если у нас обстоятельство места, выраженное именем существительным.

Е. В. Бунеева

оставил комментарий от (10k баллов)
Я правильно понял, что основная проблемы - дети путают эти вопросы?
Если так, то главное предлагаемое средство решения - сначала просить задавать падежный вопросы, а потом - смысловой? Т.е. важно эти слова "падежный" и "смысловой" регулярно употреблять в заданиях, обращенных к ученикам?

Или неправильно понял?
оставил комментарий от (7.9k баллов)
Дело не в том, что дети их путают. Дело в том, что падежный вопрос не всегда помогает определить, каким членом предложения является имя существительное, особенно когда оно в роли обстоятельства. И тут на помощь приходят смысловые вопросы. Поэтому при разборе предложения по членам нужно учить всегда задавать и падежный, и смысловой вопрос.
Учи легко — главный инструмент проекта «Развивающее образование для всех. Универсальные учебные материалы»

Похожие вопросы

+8 голосов
2 ответов 186 просмотров
0 голосов
1 ответ 111 просмотров
...